Университет XXI века: научное измерение
Методика преподавания естественно-научных дисциплин 215 Н. С. Карташова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПЛАНИРОВАНИЯ УРОКОВ В ПРОЦЕССЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ Аннотация. В статье представлен обзор разнообразных форм обучения в рамках мето- дической подготовки учителя биологии. Уделяется внимание формированию навыков плани- рования уроков биологии в процессе лекционных, практических занятий, курсового проекти- рования, промежуточной аттестации, педагогической практики. Ключевые слова: методическая подготовка, учитель биологии, планирование уроков биологии. Важной компетенцией, формируемой в процессе методической подготовки бакалавров, обучающихся по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Биология и Химия, Биология и Гео- графия, является способность определять образовательную траекторию с уче- том: фронтальной и индивидуальной учебной деятельности; особых образова- тельных потребностей учащихся; требований федеральных государственных об- разовательных стандартов. Умения и навыки планирования образовательного процесса формируются в процессе реализации разнообразных форм обучения: лекций, практических занятий, самостоятельной внеаудиторной работы, курсо- вого проектирования, курсового экзамена, производственной (педагогической практики). Теоретические основы планирования изучаются в процессе лекционных за- нятий. Так, лекция на тему «Законодательная и нормативная база биологического образования» позволяет изучить структуру и требования ФГОС ООО по биоло- гии, сущность и особенности системно-деятельностного подхода. При этом осо- бое внимание уделяется формулировке целей образовательного процесса в связи с требованиями стандарта и подчеркивается важность учета познавательного и де- ятельностного аспектов цели каждого учебного занятия. Деятельностный аспект в большей степени воплощает в себе метапредметные и личностные результаты обучения, выраженные в универсальных учебных действиях учащихся. Предмет- ные результаты в большей степени отражаются в познавательной цели. В этой связи важно подчеркнуть, что в процессе изучения биологии формируется такое качество личности ученика, как биологическая культура. Биологическая культура не является простой суммой знаний биологических понятий, фактов, закономер- ностей, теорий, а включает в себя осознание таких философских основ, как за- коны взаимосвязи единичного и общего, единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, причинно-следственных связей. Без глубокого знания эволюционной и экологической составляющей курса биологии невозможно сформировать биологическую культуру, а, значит, невозможно воспитать выпускника с высоким уровнем субъективного контроля.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=