Университет XXI века: научное измерение
Методика преподавания естественно-научных дисциплин 213 Н. С. Карташова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА В КОНТЕКСТЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Аннотация. В статье представлены методические условия организации производствен- ной практики бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование» с целью формирования навыков научно-исследовательской деятельности. Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, производственная практика, учитель биологии. Эффективность педагогической деятельности зависит от множества факто- ров, в том числе от наличия навыков научно-исследовательской деятельности учителя. В связи с этим в перечень компетенций будущих педагогов, обучаю- щихся по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профи- лями подготовки: профили Биология и Химия, Биология и География), вклю- чены умения по использованию методов анализа педагогических ситуаций, оценки своей профессиональной деятельности на основе научных знаний; навыки использования результатов педагогических исследований для проекти- рования учебно-воспитательного процесса. Формированию навыков научно-исследовательской деятельности у буду- щих учителей посвящены работы множества исследователей. Е. В. Набиева обосновывает философские основания, концептуальные положения и методо- логические инструменты для процесса формирования научно-исследователь- ской компетентности педагога в системе непрерывного педагогического обра- зования [1]. И. Н. Власова предлагает включение в учебный процесс учебно- исследовательских заданий, описывающих разнообразные проблемные ситу- ации в образовательной области с последующим выдвижением гипотезы и планом решения проблемы [2]. Л. А. Кочемасова рассматривает условия для поддержки и адаптации молодых ученых в научной среде в рамках научного наставничества [3]. Важной формой, способствующей формированию научно-исследователь- ских умений и навыков будущих педагогов, является производственная прак- тика, связанная с научно-исследовательской работой. Целью практики является как формирование знаний студентов о принципах и методологии научно-ис- следовательской деятельности, так и умений по планированию и реализации научных исследований. Итоги практики предполагают сформированность уме- ний по оценке и обработке психолого-педагогической информации из разнооб- разных источников; навыков обоснования темы, актуальности, проблемы ис- следования; подбора инструментария для организации и проведения педагоги- ческого эксперимента.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=