Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2025 206 А. Л. Рощеня Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ГЕЙМИФИКАЦИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ Аннотация. В статье приводится сравнительный анализ ряда трудов зарубежных и оте- чественных ученых, исследующих проблему влияния геймификации на мотивацию и резуль- таты обучения студентов вузов математическим дисциплинам. Ключевые слова: геймификация, студенты вузов, математические дисциплины. Слово «геймификация» и соответствующая термину концепция появились в образовательной практике зарубежного высшего образования примерно в по- следней четверти XX века. Этому способствовал выход в 1984 г. книги Чарльза А. Кунрадта и Ли Нельсона «The Game of work» [1], ориентированной на бизнес-со- общества. Промышленные корпорации стали получать прибыль за счет внедрения концепции «Игры в работу», основывающейся на принципах наличия обратной связи, «ведения счета» личным заслугам в коллективе, четко сформулированных целей, последовательной помощи в достижении различных целей, в том числе в карьере, более высокой степени личного выбора. В результате внедрения в про- изводство этих принципов повысилась мотивация работников, их удовлетворен- ность условиями труда и в конечном итоге – производительность. Впоследствии за рубежом геймификация стала считаться инновационной образовательной технологией, имеющей большое влияние на образование в стра- нах с наиболее высоким уровнем экономического развития. Если задуматься, является ли это слово и соответствующая ему концепция новым для производства и образования в нашей стране, можно вспомнить, как ре- шался вопрос мотивации к труду и повышения его производительности в СССР, начиная с 30-х годов, а в учебе и воспитании – с 20-х годов прошлого века. Приведем несколько примеров. Эффективная система измерения индивидуального труда как вклада в об- щий, вопросы мотивации рабочих, колхозников, служащих к успешному труду решались с помощью стахановского движения. В системе образования СССР можно привести пример звездочки – группы из пяти учеников-октябрят начальных классов, пионерского звена, состоявшего из 5–7 человек пионерского отряда, комсомольского звена. На звездочки и звенья де- лились целые классы учащихся, между ними проводились соревнования в учебе и различных направлениях воспитательной деятельности, таких, например, как сбор макулатуры и металлолома, различные дежурства, наставничество. В них распределялись обязанности, воспитывался дух коллективизма, желание помогать своим товарищам, отвечать за плохие оценки и проступки не только перед учите- лем, но и перед своими товарищами из звездочки, звена, а также целого класса.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=