Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2025 20 М. Ю. Барабанова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ЯЗЫКОВАЯ РОМАНТИЗАЦИЯ ОБРАЗА АРТЕМИЯ ВОЛЫНСКОГО В ДУМЕ К. Ф. РЫЛЕЕВА «ВОЛЫНСКИЙ» Аннотация. В статье рассматривается дума К. Ф. Рылеева «Волынский» с точки зрения жанровой природы произведения, и проводится анализ языкового воплощения образа героя думы с точки зрения лексических средств романтизации образа. Ключевые слова: жанр, дума, композиция, романтический герой, лексические средства романтизации образа. 18 сентября 2025 года исполняется 230 лет со дня рождения замечательного русского поэта-декабриста Кондратия Федоровича Рылеева. К числу его заслуг относится разработка жанра думы – жанра, достаточно редкого и оригинального в русской литературе. По определению А. П. Квятковского, в литературоведении термин «дума» имеет 2 основных значения: во-первых, это «украинские исторические песни или поэмы лиро-эпического характера, наподобие русских былин» [1, с. 107], во- вторых, «поэтический жанр в русской литературе… – размышления поэта на фи- лософско-социальные темы» [1, с. 107–108]. Сам К. Ф. Рылеев в предисловии к сборнику «Думы» писал, что «желание славить подвиги добродетельных или славных предков для русских не ново; не новы самый вид и название думы. Дума, старинное наследие от южных братьев наших, наше русское, родное изобретение» [4, с. 7–8]. Дума – лиро-эпический жанр, причём лирическое начало в ней преобладает. Большинство рылеевских дум построено по одной композиционной модели: пей- зажная(интерьерная) зарисовка – портретное (или просто общее) описание героя – речь героя, раскрывающая его предысторию и душевное состояние – обобщение нравственного характера. Герой в думах – романтический: он не показан в развитии, это уже сложив- шаяся личность, имеющая «одну – но пламенную страсть» [2, с. 596]. Часто во- преки исторической правде эта страсть - патриотизм или (чаще и) свободолюбие. Вообще, по мнению декабристов и К. Ф. Рылеева, в частности, история – это «борьба вольнолюбцев с тиранами» [ 3 ] , а двигатель истории – «конфликт между приверженцами свободы и деспотами» [ 3 ]. Отсюда следует, что этот кон- фликт вечен и бесконечен, и в 10 веке он тот же, что и в веке 19. А раз так, то «историческое лицо любого минувшего века приравнивается к декабристу по своим мыслям и чувствам» [3]. Это нарушает историческую правду, но позво- ляет поэту напрямую высказать волнующие его мысли. Справедливости ради нужно сказать, что попытки следовать исторической ис- тине в «Думах» К. Ф. Рылеев предпринимал: во-первых, он опирался на «Историю Государства Российского» Н. М. Карамзина, во-вторых, просил профессионального

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=