Университет XXI века: научное измерение

Физика, математика, информатика 193 В. А. Камынин Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Аннотация. В работе рассмотрен подход междисциплинарного образования и причины его развития в современном мире. Ключевые слова: междисциплинарное образование, студенты, наука, обучение. Найти первые точные упоминания междисциплинарного подхода к образо- ванию не представляется возможным по объективным причинам. С одной сто- роны, раньше не было упоминания такого образования как отдельного вида или подхода, а с другой оно всегда присутствовало в образовательных программах в меньшей или большей степени. Древние натурфилософы считали все процессы в мире как единое целое, но это мешало дальнейшему развитию и привело к об- разованию различных наук, это позволило решать целое, но по частям. Согласно результатам научного исследования, Н. К. Дмитриевой «междис- циплинарный подход – это методологическая основа организации современного образования, в процессе которого формируется особый тип мышления, позволя- ющий максимально эффективно решать поставленные задачи и (или) конкрет- ные проблемы» [1]. Цели данного подхода сродни целям высшего уровня обра- зования и направлены на развитие культуры у студентов, подготовку их как от- личных профессионалов в своей будущей сфере, но с добавлением проектного, комплексного и эффективного подхода к решению задач. Стремительное развитие междисциплинарности в науке за период конца XX и начала XXI века стимулирует её активное внедрение в систему высшего обра- зования в качестве междисциплинарных курсов, специальных практикумов, от- дельных дисциплин и прочего. Современный мир сам подталкивает развитие такого подхода к обучению, наша жизнь становится «быстрее», это не говорит о том, что она становится ко- роче, а о том, что с каждым днем мы решаем все больше различных и более слож- ных задач. Например, еще в прошлом столетии большинство чертежей проекти- ровщики и проектные организации в большей степени выполняли «от руки». Иногда это были очень большие чертежи, площадь которых составляла не- сколько квадратных метров, а их изготовление длительное время. Такой чертеж было невозможно изменить в размерах, сделать несколько копий или очень сложно внести корректировки без следов на бумаги. Сейчас таких проблем нет и практически все проектные схемы или чертежи выполняются с помощью спе- циальных программ на компьютерах. Это позволило решать и больше задач и быстрее. Причем с такими компьютерными средствами возможно подготавли- вать и реализовать более масштабные и архитектурно сложные проекты.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=