Университет XXI века: научное измерение
«Университет XXI века: научное измерение» – 2025 18 С опорой на социальный заказ на базе Тульского государственного педаго- гического университета им. Л. Н. Толстого ведётся профессиональная подго- товка будущих учителей музыки, представляющая собой процесс «овладения комплексом специальных знаний, специальных умений и навыков в области му- зыкальной педагогики с целью формирования личности, способной к эффектив- ной реализации себя в музыкально-педагогической деятельности» [5, с. 433]. Выполняя социальный заказ, вуз учитывает и личностный заказ студентов, принимая во внимание их индивидуальные цели, интересы и потребности в реа- лизации личных способностей и талантов, получении образования ради саморе- ализации, гибком выборе содержания, темпа и форм обучения. При этом для удовлетворения потребностей всех сторон образовательным процессом, для перевода согласованных ожиданий в согласованные цели приме- няется компетентностный подход, как «воплощение договора между социумом и личностью» [2, с. 5]. Именно этот подход ориентирован на результативность – на умение дей- ствовать, а не только знать. Такой подход отвечает запросам общества на прак- тико-ориентированных специалистов, и в тоже время даёт возможность студен- там понять смысл и ценность своего обучения, овладеть педагогической рефлек- сией, коммуникативными навыками, тем самым снижая разрыв между требова- ниями государства и интересами самого учителя музыки. Так, студенты предо- ставляется возможность выбора элективных дисциплин, участия в творческих проектах, развития каких-либо исполнительских навыков (вокальных, дирижёр- ских, композиторских и т. д.), умениями использования цифровых инструментов и информационно-компьютерных технологий. Таким образом, сочетание потребностей государства, общественности и личности одновременно позволяет готовить педагога-музыканта, стремящегося к культурному развитию учащихся, способного воспитывать в них духовно-нрав- ственные ценности через искусство, тем самым сохраняя культурный код нации. Литература 1. Кабалевский Д. Б. Музыка и музыкальное воспитание // Музыка в школе. 1984. № 1. С. 3–8. 2. Хуторской А. В. Компетентностный подход в обучении : науч.-метод. пособие. 2-е изд. М. : Изд-во «Эйдос»; Изд-во Института образования человека, 2020. 3. Суханова Ю. В. Структура социального заказа на дополнительное обра- зование детей // Ярославский пед. вестн. 2012. № 4. Т. II (Психолого-педагогиче- ские науки). С. 222–225. 4. Ермекбаев А. А. Профессиональная подготовка учителя музыки Казах- стана на основе интегративного подхода : дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Сара- тов, 2021. 5. Чижикова Н. В. Профессиональная подготовка будущего учителя музыки в современных условиях: сущность и содержание // BUSINESS. EDUCATION. LAW. 2024. February № 1(66). Р. 431–437.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=