Университет XXI века: научное измерение
Физика, математика, информатика 177 Подсчитываем эмпирическое значение φ* по формуле [9]: ∗ = ( 1 − 2 ) ∙ � 1 ∙ 2 1 + 2 ∗ = (1,911 − 0,801) ∙ � 38•15 38+15 = 3,64 φ*> φ кр. (0,01)=2,31, значит H o отвергается и принимается Н 1 : доля лиц, полу- чивших высокие показатели по шкале «школьная тревожность» методики А. М. Прихожан в первой группе статистически достоверно выше, чем во второй. Иными словами, результаты по двум данным методикам сильно взаимосвя- заны, т.е. среди испытуемых, имеющих высокие показатели тревожности по А. М. Прихожан, в основном подростки показывают аналогичный уровень и по Б. Филлипсу, что говорит о необходимости включать лиц, которые имеют высо- кие показатели, как межличностной, так и школьной тревожности в работу по программе по снижению уровня тревожности посредством применения тренин- говой технологии. Аналогично была установлена статистически достоверная взаимосвязь ре- зультатов по этим методикам с результатами проведения методики оценки тре- вожности Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина на той же выборке. Также, удалось установить, что в группе 1 существенно больше доля подростков с показателями самооценки и коммуникативных склонностей в пределах нормы. Корреляционный анализ, распространенный в подобных случаях, авторы сочли неуместным по причине отсутствия пропорционального соответствия. Например, по шкале самооценки (нельзя утверждать, что чем больше, тем лучше) [8, 9]. Многофункциональный φ-критерий Фишера позволяет нам обхо- дить такие проблемы. Установив таким образом достоверную взаимосвязь между разными показателями тревожности, между личностной тревожностью и различными шкалами школьной тревожности, мы смогли сформировать про- грамму работы, направленной на снижение тревожности подростков. Как пока- зала диагностика из 53 испытуемых 18 нуждаются в участии в таковой. Это озна- чает, что составление разноплановой программы снижения тревожности путем применения тренинговой технологии должно производиться с учетом уже выяв- ленной тревожности. В ходе проводимого нами исследования наиболее важным был вопрос под- бора соответствующей технологии, которая может воздействовать на подростков с имеющимся, высоким или повышенном уровне развития тревожности. Мы про- вели анализ ряда работ, представляющих собой попытку так или иначе органи- зованного, покомпонентного воздействия на тревожность. Изучением проблемы снижения тревожности подростков посредством применения тренинговой тех- нологии занимались такие ученые как И. А. Ральникова, Ю. В. Варданян, А. М. Микляева, Г. В. Сорокоумова, М. А. Реньш, Е. В. Дворцова и др. [1, 3, 10, 12]. На основе работ этих авторов мы скомпоновали свою тренинговую про- грамму. Программа, предложенная нами, включает в себя 16 занятий и разработана в соответствии с учетом возрастных особенностей детей подросткового возраста. Длительность ее проведения составляет 2 месяца. В неделю проводятся 2 занятия по 40–50 минут. Основные задачи проводимой работы:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=