Университет XXI века: научное измерение
Физика, математика, информатика 175 установить понимание повышенной или высокой тревожности, является устой- чивое личностное образование, становящееся свойством личности при посто- янно повторяющихся ситуациях актуализации тревоги [6]. В этом случае тревож- ность может стать «новообразованием эмоциональной сферы». В целом, среди всех популярных и доказательных теоретических и практических работ можно выделить некоторые общие критерии, позволяющие установить наличие высо- кого уровня тревожности. При наличии стресса, который связан с дискомфортом, причём постоянным и сильным, а не фрагментарным, возникает вопрос о том, реально ли существует опасность, или мы говорим о том, что внешний или внутренний стрессы ею не- обоснованны? [5]. Рассуждая подобным образом, можно обобщить результаты проведенных исследований и выделить ряд свойств, которые в значительной мере характеризуют личность тревожного человека: − излишнее напряжение; − негативные предчувствия, вера в плохие приметы; − частое беспокойство по поводам и без; − повышенная активность вегетативной нервной системы и некоторые дру- гие качества [5, 6]. Существенным моментом является выделение нескольких уровней тревож- ности (нормальный, повышенный, высокий), что является основой для опреде- ления круга лиц, которым необходима помощь психолога. Высокий уровень сформированности данного свойства личности является опасным, иногда даже неприемлемым и сопровождается длительными сильными реакциями на раздражитель. Это плачевно влияет на психику и на общее состо- яние личности [4, 6]. В практической части исследования была задействована выборка, состоя- щая из 53 восьмиклассников, обучающихся в средней школе (МОУ СШ № 4 г. Богородицк). В качестве диагностического инструментария были применены следующие методики: опросник оценки тревожности Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина; тест школьной тревожности Б. Филлипса (младший и средний школьный возраст); тест личностной тревожности А. М. Прихожан (Форма Б) 13–16 лет; «Коммуникативные и организаторские склонности» В. В. Синявский, В. А. Федорошин (КОС) 13–17 лет [6, 11]. Представим статистический анализ взаимосвязи различных видов тревож- ности и факторов, которые могут влиять на их формирование. Для этого разде- ляем испытуемых на 2 группы по результатам проведения методики Филлипса (шкала общей тревожности): 1-я группа: подростки имеют показатели уровня тревожности в пределах нормы ( n 1 = 38 ). 2-я группа: подростки проявили повышенный, либо очень высокий уровень тревожности ( n 2 = 15 ). Для проведения статистического анализа выдвигаем две альтернативные ги- потезы: H o : доля лиц, имеющих несколько повышенную, либо явно повышенную, либо очень высокую тревожность по результатам проведения методики
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=