Университет XXI века: научное измерение
«Университет XXI века: научное измерение» – 2025 16 Н. В. Чижикова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ Аннотация. В статье рассматривается содержание социального заказа как одного из ключевых ориентиров в системе профессиональной подготовки будущего учителя музыки. Анализируется структура социального заказа, и выделяется три его компонента: государствен- ный, общественный и личностный. Отмечается необходимость баланса между государствен- ными и личностными запросами будущих педагогов, что становится возможно в рамках ком- петентностного подхода. Ключевые слова: учитель музыки, личностный заказ, социальный заказ, профессиональ- ная подготовка, компетентностный подход. Сегодня актуализируется потребность в специалистах, которые планируют посвятить себя развитию, воспитанию, становлению будущего поколения. Осо- бое значение в данном процессе приобретает профессия учителя музыки, как но- сителя духовной культуры, творческой личности, ориентированный на форми- рование мировоззрения учащихся, «воспитывая их нравственность и душевное благородство» [1, с. 4]. Подготовка учителей музыки реализуется через социальный заказ на обра- зование, которое мы понимаем, как средство выявления и реализации возможно- стей человека по отношению к себе и окружающему миру [2, с. 5]. Сегодня социальный заказ на образование учителя музыки – это подготовка педагога, стремящегося к духовному, нравственному и культурному развитию учащихся, способного воспитывать в них традиционные ценности через искусство. Важ- нейшим показателем того, как эффективно будет реализовываться профессио- нальная деятельность настоящих обучающихся в будущем, является степень удовлетворения социального заказа на образование. Понятие «социальный заказ» не имеет однозначного определения, но мы, вслед за Ю. В. Сухановой, можем говорить, что это конкретная социальная по- требность, «актуальная для общества в целом и для определённой его части», которая может выражаться со стороны личности (личностный заказ), государ- ства (государственный заказ), общественности (общественный заказ) [3, с. 222]. Что же ожидает от профессиональной подготовки каждый из участников со- циального заказа, есть ли в этих ожиданиях различия? Сегодня в системе высшего образования центральной фигурой, ее ядром яв- ляется человек, обучающийся. Чтобы встроиться в современную социальную жизнь, он предъявляет к себе и своему профессиональному образованию опре- деленные требования, формируя, таким образом, личностный заказ. Студенты, решившие посвятить себя педагогической деятельности и полу- чить профессию учитель музыки, осознали необходимость реализовать свой по- тенциал в служении музыкальному искусству, передаче и накоплению опыта
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=