Университет XXI века: научное измерение
Педагогика. Актуальные исследования 15 познавательной работы и образовательные задачи; определять пути их выполне- ния; использовать различные источники познания; планироватьи распределять- свое время; владеть способами устной и письменной коммуникации. Модифицированная методика А. В. Карпова, направлена на оценку осознан- ной рефлексии и самооценки. Методика включает утверждения, которые помо- гают определить, насколько человек способен анализировать свои действия, учиться на опыте и адекватно оценивать себя. Есть прямые утверждения и об- ратные, например, я умею учиться на собственных ошибках; я часто задумыва- юсь о качестве своего профессионального роста (прямые утверждение); мне сложно признавать свои промахи (обратный вопрос) и т. д. Методика предпола- гает шкалу самооценки от 1 до 5, где испытуемый отмечает, насколько каждое утверждение соответствует его поведению. Прямые утверждения суммируются как есть, а обратные утверждения перекодируются. Подсчет общего балла скла- дывается из сложения всех баллов по всем утверждениям и учетом перекоди- ровки обратных. Выводим средний балл: общая сумма делится на количество во- просов. Интерпретация результатов. Выделяются три уровня: высокий уровень рефлексии (4–5 баллов) – студент осознает свои действия, склонен к самоана- лизу, адекватно оценивает сильные и слабые стороны; средний уровень (3–4 балла) – рефлексия есть, но несистематическая; возможны искажения в само- оценке; низкий уровень (1–3 балла) – минимальный самоанализ, склонность к импульсивным решениям, избегание ответственности. Уровень рефлексии определялся с помощью опроса. Студентам нужно было оценить утверждения от 1 до 5 баллов, где: 1 – совершенно не согласен; 2 – ско- рее не согласен; 3 – затрудняюсь ответить; 4 – скорее согласен; 5 – полностью согласен. Пример вопросов: я умею определять, чего мне не хватает в професси- ональной подготовке; я регулярно анализирую результаты своего обучения и т.п. Чем выше сумма, тем выше уровень рефлексии. Формирование у будущих учителей начальных классов способности к про- фессиональному самообразованию важнейшееусловие подготовки конкуренто- способного специалиста. Оценка этого качества позволяет выстроить эффектив- ную индивидуальную образовательную траекторию в период обучения в вузе. Литература 1. Воронова Т. А. Формирование у студентов готовности к педагогическому самообразованию в условиях университета : дис. … канд. пед. наук. Л., 1986. 2. Коджаспирова Г. М. Культура профессионального самообразования пе- дагога : пособие. М. : Всерос. науч.-практ. центр профориентации и психологи- ческой поддержки населения, 1994. 3. Коджаспирова Г. М. Культура профессионального самообразования пе- дагога. М., 1994. 4. Чепканич О. В. Формирование умений самообразования у будущих учите- лей безопасности жизнедеятельности в вузе : дис. … канд. пед. наук. Брянск, 2010. 5. Юдакова С. В. Формирование готовности студентов вуза к профессионально- педагогическому самообразованию : дис. … канд. пед. наук. Владимир, 2022.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=