Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2025 148 Г. Н. Мерцалова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА (краткий обзор книги У. Аммона «Место немецкого языка в мире») Аннотация. В статье представлен краткий обзор фундаментального научного труда «Место немецкого языка в мире», который был написан выдающимся немецким лингвистом Ульрихом Аммоном и издан в Берлине в 2015 году. (Ulrich Ammon. 2015. Die Stellung der deutschen Sprache in der Welt - Berlin: De Gruyter, 1295 S.). Вслед за автором рассматривается роль современного немецкого языка в мире, освещаются социолингвистические проблемы его функционирования, анализируются различные социолингвистические факторы, оказывающие влияние на немецкий язык, исследуются ценностные категории самооценки говорящих на языке, изучается связь языка с тенденциями мировой экономики и политическими течениями, описываются педагогические принципы преподавания языка. Данный многогранный труд, ба- зирующийся на актуальных достижениях социолингвистики, можно по праву назвать энцик- лопедией современного немецкого языка. Ключевые слова: немецкий язык, функционирование немецкого языка в современном мире, социолингвистические проблемы функционирования немецкого языка, понятие этноса, этническая принадлежность, статус немецкого как государственного языка, немецкий язык в международной экономической и научной коммуникации, педагогические принципы препо- давания немецкого языка как иностранного. Среди самых заметных научных работ последнего времени, связанных с ро- лью и функционированием немецкого языка в современном мире, следует назвать фундаментальный труд Ульриха Аммона "Место немецкого языка в мире" (Ulrich Ammon. 2015. Die Stellung der deutschen Sprache in der Welt – Berlin: De Gruyter, 1295 S.). Автор исследует различные факторы, связанные с языком, представляет ценностные категорий самооценки говорящих на языке, описывает педагогические принципы преподавания языка, рассматривает связь языка с тенденциями мировой экономики и политическими течениями. Данный труд, выходя далеко за рамки социолингвистики и лингвистики, может стать хо- рошим методическим инструментом на многие годы вперед и дать стимул для будущих исследований. Признавая важность книги У. Аммона, мы посчитали необходимым привлечь внимание интересующихся немецким языком к данному серьезному исследованию, сосредоточившись на основных моментах и выводах. Прежде всего, автор, рассматривая вопрос, кто такие носители языка, под- разделяет их на три группы: собственно носители родного языка, носители немецкого второго родного языка, носители немецкого как иностранного языка. У. Аммон по-прежнему считает немецкий язык привлекательным для изучения, поскольку знание данного языка облегчает общение с носителями другого языка, позволяет установить более тесные контакты между коренными жителями и людьми, изучающими немецкий в качестве иностранного, способствует улуч- шению имиджа страны, помогает бороться с предубеждениями в отношении

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=