Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2025 14 преподавания в начальной школе, умение находить и анализировать научно-ме- тодическую литературу. К деятельностному компоненту можно отнести: поиск и отбор информации для решения учебных и профессиональных задач; участие в педагогических ве- бинарах, мастер-классах, конференциях, исследовательских проектах; владение способами устной и письменной коммуникации с коллегами и детьми; способ- ность применять новые знания на практике. Рефлексивный компонент: умение оценивать свои профессиональные до- стижения и недостатки; готовность корректировать свою деятельность на основе самоанализа. Для оценки уровня сформированности профессионального самообразова- ния у будущих учителей начальных классов по мотивационному компоненту нами используется адаптированная методика А. А. Реана и В. А. Якунина. Цель данной методики является оценить, насколько студенты вовлечены в процесс обучения и какие мотивы ими движут. В ходе опроса студентам предлагается опросник, где нужно оценить утверждения по шкале от 1 до 5 (1 балл соответ- ствует минимальной значимости мотива, 5 баллов – максимальной). Утвержде- ния делятся на три группы, первая группа утверждений определяет внутренний мотивы, то есть стремление к знаниям; вторая группа утверждений отражает внешнюю положительную мотивацию, то есть стимулы вроде похвалы, хороших оценок, стипендии; третья группа – внешняя отрицательная мотивация – избега- ние наказаний, страха неудачи. Обработка результатов следующая: баллы сум- мируются по каждой группе утверждений, и по количеству баллов определяется доминирующий тип мотивации. Также для диагностики мотивационного компонента используем эссе, цель которого выявить внутренние мотивы, осознанность выбора профессии. Пример- ная тема для рассуждения «Почему я хочу стать учителем начальных классов?». В ходе анализа эссе выделяются, ценности и убеждения студентов при выборе профессии, насколько глубоко они понимают специфику профессии, есть ли ис- кренний интерес или преобладают внешние факторы (например, давление семьи). Для выявления уровня знаний, умений и представлений, необходимых для организации и реализации самостоятельного профессионального самообразова- ния используем решение ситуационных задач. Данный метод позволяет оценить не только теоретическую подготовленность, но и практическую готовность к анализу педагогических ситуаций, принятию обоснованных решений, выявле- нию затруднений и определению дальнейшего профессионального развития. С помощью тестирования оцениваем уровень знания ключевых понятий из курса педагогики на начальном этапе профессиональной подготовки 1–2 курсы, а для 3–4 курсов тестирование направлено на выявления уровня знаний в области методик преподавания предметов. С помощью анализа портфолио (наличие сертификатов, участие в конкурсах, проектах, разработка методических материалов) и наблюдения рассматриваем насколько активно и результативно студенты реализуют самообразовательную де- ятельность на практике, что отражает деятельностный компонент. Наблюдение в период различных практик позволяет оценить умения: ставить цели своей

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=