Университет XXI века: научное измерение
Педагогика. Актуальные исследования 13 К. Э. Соломахина Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ Аннотация. В статье рассматриваются вопросы профессионального самообразования будущего учителя начальных классов. Описаны критерии оценки сформированности у буду- щих учителей начальных классов профессионального самообразования. Представлены ме- тоды диагностики сформированности у будущих учителей начальных классов профессиональ- ного самообразования. Ключевые слова: профессиональное самообразование, учитель начальных классов, ком- поненты профессионального самообразования, методы. Современный педагог должен быть способен к постоянному обновлению профессиональных знаний и навыков. Особенно это важно для учителей началь- ных классов, которые закладывают основу учебной деятельности младших школьников. Поэтому профессиональное самообразование является неотъемле- мой частью непрерывного образования педагога. Вопросами профессионального самообразования занимались А. К. Громцева, Н. В. Кузьмина, А. М. Матюшкин, Н. В. Терехова, Г. К. Чернявская, Е. А. Щуклина и др. На основе анализа различных подходов к определению профессионального самообразования, представленных Т. А. Вороновой, Г. М. Коджаспировой, Ю. И. Кулюткиной, Г. С. Сухобской, С. В. Юдаковой, позволяет сделать вывод, что профессиональное самообразование – это осознанная ицеленаправленная де- ятельность по расширению, углублению и актуализациипрофессиональных зна- ний и умений. Для будущих учителей начальных классов сформированность профессионального самообразования является ключевым показателем готовно- сти к педагогической деятельности. Компоненты педагогической деятельности определяются набором необхо- димых знаний, умений и навыков, которые будут использоваться в педагогиче- ской деятельности и личностных качеств учителя. На основании анализа структуры профессионального самообразования представленных в работах Г. М. Коджаспировой, О. В. Чепканич, С. В. Юдако- вой мы в структуре профессионального самообразования будущих учителей начальных классов выделяем следующие компоненты: мотивационный, когни- тивный, деятельностный, рефлексивный. Мотивационный компонент характеризуется осознанным выбором профес- сии, стремлением к профессиональному росту и потребностью в приобретении новых знаний и умений. Когнитивный компонент включает в себя знание психолого-педагогических основ обучения младших школьников, владение современными методиками
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=