Университет XXI века: научное измерение
«Университет XXI века: научное измерение» – 2025 116 Дидактический потенциал GPT-4o (omni) GPT-4.5 (Turbo улучшенный) GPT-3.5 Turbo (o3) текстовые и аудиоконтексты для закрепления рецептивной лек- сики отсутствия встроен- ной голосовой под- держки Автоматизи- рованная диагностика и коррекция ошибок Обеспечивает по- дробную диагно- стику, может объ- яснять ошибки с учетом индивиду- альных особенно- стей студента, да- вать голосовые подсказки и мгно- венную обратную связь Точность автоматизи- рованной диагно- стики текстовых оши- бок и их коррекция в реальном времени, но без встроенной аудиообратной связи Выявляет типичные ошибки и предла- гает объяснения, но не всегда точно учи- тывает индивиду- альные затруднения, ошибки иногда рас- познаёт с меньшей точностью Cопоставительный анализ дидактических возможностей языковых моделей от OpenAI позволяет сделать обоснованный вывод о том, что модель GPT-4o (omni) в наибольшей степени отвечает требованиям личностно ориентирован- ного подхода при формировании лексического навыка студентов. В отличие от других моделей, GPT-4o позволяет реализовать принцип индивидуализации не только на уровне содержания, но и на уровне формы подачи материала, по- скольку преподаватель может создавать персонализированные речевые задания, дополненные визуальной/аудиальной поддержкой, что особенно важно для фор- мирования устойчивых лексических ассоциаций и активного словаря. При этом сохраняется возможность быстрой автоматической диагностики, адаптации упражнений в реальном времени и моделирования продуктивных диалогов с мгновенной голосовой обратной связью, что превращает ИИ в полноценного цифрового помощника, действующего в соответствии с принципами гуманисти- ческой педагогики, сформулированными В. В. Сериковым. Литература 1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). СПб. : Златоуст, 1999. 2. Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, техно- логии : моногр. / В. В. Сериков [ и др.]. Волгоград : Перемена, 2000. 3. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирова- ния пед. систем. М. : Изд. корпорация «Логос», 1999. 4. Шамов А. Н. Познавательная деятельность школьников и формирование лексических навыков разных видов речевой деятельности // Иностранные языки в школе. 2011. № 9. С. 10–17.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=