Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2025 114 такой системы позволяет обеспечить высокий уровень индивидуализации обуче- ния за счёт анализа поведения пользователя, определения зоны ближайшего раз- вития и автоматической генерации упражнений, соответствующих уровню и прогрессу обучающегося) [3]. Развивая этот подход, В. В. Сериков формулирует его через совокупность этико-педагогических принципов. В первую очередь, это этико-гуманистиче- ский характер общения педагога и ученика, основанный на доверии, сотворче- стве и партнёрстве (инструменты, созданные OpenAI, позволяют моделировать диалог с обучающимся, в котором сохраняется уважительное отношение к его толкованию и выбору). Второй важный принцип – принцип свободы, реализую- щийся в возможности обучающегося выбирать тематические блоки, формат упражнений, темп прохождения материала. ИИ-платформы, поддерживающие адаптивное обучение, как раз строятся на подобных принципах, обеспечивая ва- риативность/персонализацию образовательной траектории. Третьим принципом выступает индивидуальность в обучении, направленная на отказ от усреднён- ного подхода и переход к учёту уникальных когнитивных стратегий. В ИИ-про- дуктах, разработанных OpenAI, закладываются алгоритмы отслеживания пове- денческих паттернов и ошибок пользователя, что позволяет системе предлагать индивидуальные маршруты повторения/расширения словаря. Как справедливо отмечает А. Н. Шамов, в методической литературе есть определение лексического навыка, вбирающее в себя характеристики продук- тивных и рецептивных видов речевой деятельности [4, c. 17]. Такое определе- ние находим в «Словаре методических терминов», где навык определяется как «автоматизированное действие по выбору лексической единицы адекватно за- мыслу и ее правильному сочетанию с другими единицами в продуктивной речи и автоматизированное восприятие и ассоциирование со значением в ре- цептивной речи» [1, с. 133]. Данное определение подчёркивает необходимость систематического и контекстуального подхода к обучению лексике, поскольку языковые модели OpenAI могут анализировать введённые обучающимся ре- плики, генерировать контекстуализированные задания, корректировать ошибки и даже моделировать продуктивные речевые ситуации в диалоговом формате. Подобная деятельность способствует не только закреплению лек- сики, но и формированию внутренней мотивации, когда студент наблюдает за результатом своих действий. Интеграция технологий искусственного интеллекта в процесс обучения ан- глийскому языку, при условии опоры на личностно ориентированный подход, позволяет создать принципиально новую образовательную среду, где внимание сосредоточено на активном, осмысленном, индивидуальном обучении, поддер- живаемом гибким цифровым ассистентом. Представим в Таблице 1 дидактиче- ский потенциал языковых моделей от Open.AI как инструментов реализации лич- ностно ориентированного подхода в формировании языковой компетенции сту- дентов.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=