Университет XXI века: научное измерение
Английская филология и методика преподавания 113 О. А. Титова, А. Р. Тюрина Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ФОРМИРОВАНИИ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ (на примере лексического навыка) Аннотация. В статье рассматриваются возможности применения искусственного интел- лекта (ИИ) в процессе формирования лексического навыка английского языка в рамках лич- ностно ориентированного подхода к обучению. Внимание автора сосредоточено на анализе функционала ИИ-инструментов, способствующих индивидуализации учебного процесса, адаптации лексического материала под уровень, интересы и когнитивные особенности обуча- ющегося. В качестве примера анализируются платформы, генерирующие упражнения на ос- нове языкового ввода обучающегося. Ключевые слова : искусственный интеллект, лексический навык, английский язык, лич- ностно ориентированный подход, цифровые образовательные технологии. В современных условиях развития цифровых технологий и перехода к «по- движным» образовательным моделям несомненную актуальность приобретает личностно ориентированный подход как основа проектирования образователь- ной среды. В центре этой парадигмы фигурирует признание ценности/уникаль- ности личности обучающегося, учёт его индивидуальных потребностей, целей, мотивационных и когнитивных особенностей. Современные технологии искус- ственного интеллекта (далее – ИИ), в частности решения, разрабатываемые ком- паниями типа OpenAI, открывают новые возможности для реализации личностно ориентированного обучения в преподавании иностранного языка, особенно на этапе формирования лексического навыка. Позиция В. В. Серикова, являющегося одним из ключевых теоретиков лич- ностно ориентированной педагогики, служит методологическим основанием для осмысления возможностей ИИ в этом контексте [2]. Профессор выделяет три ос- новных направления в интерпретации личностно ориентированного подхода, трактуя его как: • общегуманистический феномен, основанный на уважении прав личности к самостоятельному выбору образовательной траектории, что полностью согла- суется с универсальными потенциальными возможностями ИИ-систем по адап- тации контента к интересам и целям обучающегося; • как цель и программа педагогической деятельности, ориентированной на формирование развитой личности (идея, которая встраивается в философию OpenAI, разрабатывающей инструменты, способные не просто передавать ин- формацию, но и поддерживать развитие метапредметных умений); • как особый тип образовательной системы, где создаются условия для функционирования и саморазвития личности (применение ИИ как компонента
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=