Университет XXI века: научное измерение
«Университет XXI века: научное измерение» – 2025 104 Е. В. Рогова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого МЕТАФОРА ДОМА В РОМАНЕ ДИАНЫ УИНН ДЖОНС «HOWL'S MOVING CASTLE» Аннотация. В статье рассматривается метафора 'home is a castle / hearth / shelter / family' на материале англоязычного фэнтези-романа британской писательницы Дианы Уинн Джонс 'Howl's Moving Castle'. Произведение является классическим янг-эдалт романом и частью культурного кода англоязычных читателей. Анализ фокусируется на том, как концепция "дом" выходит за рамки физического пространства, воплощаясь в различных формах – от волшеб- ного замка Хаула, меняющегося и отражающего внутреннее состояние его обитателей, до лич- ностных "домов" Софи, Хаула, Майкла и Кальцифера, формируемых их прошлым опытом и стремлениями. В статье также утверждается, что метафора дома в романе служит ключом к пониманию смыслов, раскрывая темы самопознания, поиска себя и преодоления жизненных трудностей. Ключевые слова: метафора, дом, янг-эдалт, фэнтези, castle, home, house. Роман “Howl's Moving Castle” британской писательницы Дианы Уинн Джонс, написанный в 1986 году в жанре фэнтези, стал классикой янг-эдалт ли- тературы и частью культурного кода нескольких поколений англоязычных чита- телей. Автор поднимает важные для молодых людей темы – преодоление пред- рассудков, поиск своего места в мире и обретение опоры для борьбы с внешними обстоятельствами и внутренними кризисами. История отношений главных пер- сонажей – Софи и Хаула (или Хоула) – оставляет глубокое впечатление. Их яр- кие образы и нетипичные характеры оживляют историю. Однако фантастическое пространство, где взаимодействуют персонажи, – Ходячий замок – выступает сразу и как дом волшебника Хаула, являясь полноправным и одним из основных участников событий, и как замок, становясь надежным убежищем и приютом для его обитателей, и как очаг и домашнего уюта и тепла среди холодных пустошей за его стенами. Дж. Лакофф и М. Джонсон [3] в книге “Metaphors We Live By” предпола- гают, что метафоры, которыми мы живем, будь то культурные или личные, можно рассматривать через призму ритуала. Ритуал является неотъемлемой ча- стью эмпирической основы наших культурных метафорических систем. Иссле- дователи рассматривают личные ритуалы как эмпирические гештальты, состоя- щие из действий, структурированных естественными измерениями опыта от- дельных лиц или членов субкультур. Они могут быть или не быть метафориче- скими, например, метафорический вид деятельности, основанный на метонимии THE HOME STANDS FOR THE PERSON (дом символизирует человека) в мета- форе PHYSICAL CLOSENESS IS PERSONAL CLOSENESS (физическое сход- ство – личное сходство). Так, дом в произведении можно считать портретом сво- его владельца: Ходячий замок в начале истории олицетворяет Хаула как персо- нажа-одиночку, а после переезда во второй части романа – как человека,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=