Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2025 102 как на поиск решения проблем, например, перевод слов, тратилось несколько минут. Несомненно, многие задания, которые должен выполнить студент само- стоятельно, например, написание эссе на английском языке, он может сделать, используя ИИ, и не вносить свой вклад в проделанную работу. Возникающие опасения педагогов вполне оправданы и связаны, прежде всего, с тем, что ИИ может не только стать помощником в решении различных задач, но и лишить самостоятельности, инициативности, дает студенту уверенность в том, что лю- бой запрос будет выполнен и самому студенту ничего не придется делать са- мому. Это может негативно сказаться на общей подготовке студента, усвоении материала, а также владении иностранным языком. В этой связи возникает дру- гой вопрос, который касается самого педагога: какова вероятность, что ИИ смо- жет заменить учителя полностью. Подобная практика уже существует и успешно используется с некоторых странах [1, с. 361]. Однако не следует рассматривать использование ИИ в обучении иностран- ному языку, в частности, английскому, как попытку полностью заменить педа- гога на занятиях. И тому есть объективные причины. Первая относиться к экономической и политической ситуации. Не все плат- формы предоставляют полностью бесплатное использование. Есть возможность использовать только пробный вариант, не оплачивая подписку. Но, как правило, функций и объем материала, с которым работает платформа меньше, чем в платном варианте. Следует отметить также тот факт, что те платформы, которыми пользо- вались еще 2–3 года назад, сейчас недоступны без привлечения специальных тех- нологий, позволяющих обеспечить к ним доступ. Например, использование VPN (virtual private network) может сделать доступным заблокированные ресурсы. Вторая связана с эмоциональной составляющей всего учебно-воспитатель- ного процесса. Любой педагог должен передать не только знания, которые необ- ходимо получить обучаемому, в частности, в области иностранного языка, но также должен создавать психологически комфортную среду, в которой обучаю- щимся приходится получать и усваивать эти знания, создать условия для творче- ского развития личности, учить эмпатии и работе в коллективе. Все это и многое другое, включая индивидуальный подход к каждому, является основой работы педагога, что невозможно заменить полностью искусственно созданным «меха- низмом», но существует возможность помочь в решении отдельных задач, ис- пользуя все современные достижения человека. Литература 1. Гусарова Н.Ф. Введение в теорию искусственного интеллекта. СПб. : Университет ИТМО, 2018. URL: https://cyberleninka https://books.ifmo.ru/file/ pdf/2356.pdf (дата обращения: 15.05.2025). 2. Ковальчук С. В., Тараненко И. А., Устинова М. Б. Применение искус- ственного интеллекта для обучения иностранному языку в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 6. URL: https:/ / science- education.ru/ru/article/view?id=33000 (дата обращения: 10.05.2025).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=