Университет XXI века: научное измерение
Английская филология и методика преподавания 101 Возможности, которыми обладают существующие формы искусственного интеллекта, очень обширны. Безусловно, применение такого потенциала, кото- рым обладает ИИ, не обошло и сферу образования. Создание презентаций, ре- дактирование текстов, подготовка учебного материала по запросу пользователя, готовые задания с их последующей корректировкой и анализом ошибок и даже разработка планов уроков, облегчают работу современного педагога. Анализом существующих платформ, которые могут быть использованы или уже использу- ются в процессе обучения иностранным языкам, в частности, английскому, ак- тивно занимаются многие исследователи. Так, например, С. В. Ковальчук, И. А. Тараненко, М. Б. Устинова, а также Н. Г. Кондрахина и О. Н. Петрова дают подробную характеристику подобным платформам, созданных на основе искус- ственного интеллекта [2; 3]. Такие платформы, как Duolingo, Babbel, QuillBot's AI, Grammarly, чат-боты (например, ChatGPT и его аналоги GigaChat, YandexGPT или YouChat и др.) предоставляют возможность не только генериро- вать текст, поиска информации, проверки грамматики или перевода с одного языка на другой или перевода текста в речь (ELEVENLABS.IO), но также моде- лирует взаимодействие, имитирующие речь человека, создавая эффект беседы в условиях максимально приближенных к реальным. Таким образом, использо- вание чат-ботов помогает педагогу в решении очень важной задачи – научить студентов использовать иностранный язык как средство коммуникации. Однако, в связи с этим возникает еще один немаловажный вопрос, который уже тревожит исследователей и педагогов: может ли ИИ полностью заменить учителя, и такая профессия в будущем исчезнет, будет ли учебный процесс более эффективным в условиях полной цифровизации? Вопрос о том, какой результат получит общество, заменив полностью работу учителя искусственным интеллек- том, еще предстоит решать и, к сожалению, не может быть решен в рамках од- ного исследования, т.к. является очень многогранным и пролонгированным. Од- нако уже сейчас есть результаты применения возможностей ИИ в различных его формах на уроках, в частности, иностранным языкам, на анализе которых можно сделать вывод об эффективности их использования в учебном процессе. Не может быть другого ответа на вопрос о том, что является более эффек- тивным – применение различных форм ИИ или использование традиционных методов обучения иностранному языку. ИИ – это та реальность, в которой нахо- дится современное общество и его применение в процессе обучения уже не яв- ляется чем-то особенным. Помощь в подготовке к занятиям, разработка планов урока, создание презентаций, написание текстов, проверка выполненных задний и многое другое может быть выполнено ИИ за очень короткий период времени, что значительно облегчает работу как педагога, так и студента. Образовательные программы, созданные на основе ИИ, позволяют поместить обучаемого в языко- вую среду, воспроизводя речь носителей языка, ведут беседу, а также корректи- ровать произношение обучаемого, что является незаменимым элементом в про- цессе обучения иностранному языку. Создается эффект «присутствия препода- вателя» даже, если работа происходит не на занятии, а внеаудиторно. Так, например, относительно недавно подготовка к занятиям по иностран- ному языку занимала у студентов достаточно большое количество времени, так
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=