Тульская историческая весна - 2025
68 Миграция рутульцев Шекинского района на территорию Тульской области началась в конце 1980– начале 1990-х гг. Она была связана не только с тяжелы- ми условиями жизни в северных районах Азербайджана, но и с эскалацией национального вопроса, в частности "нагорно-карабахского" конфликта [1, с. 128]. Рутульцы понимали, что их тяжелое экономическое положение станет еще хуже [ПМА, 2025 г., д. Медвежка]. Известно, что этно-территориальные конфликты тяжелым экономическим беременем ложатся на народ [7, с. 163]. Влияние оказало еще одно историческое событие – распад СССР. Встала про- блема "разделенного народа", так как рутульцы оказались в разных странах. Люди стояли перед выбором и решались на переезд в Тульскую область, чтобы быть поближе к центру, к Москве. Стоит отметить, что переселение рутульцев в Тульскую область продолжается по настоящее время. Так, в 2023 г. одна из семей переехала в Медвежку, чтобы быть поближе к своим родственникам, проживающим здесь уже долгое время. Половина респондентов отметили, что при переезде на новое место жительство им оказывали помощь и поддержку в трудоустройстве, поиске или строительстве жилья и получении необходимых документов [ПМА, 2025 г., д. Медвежка]. Рутульцы Тульской области осознают свою близость к рутульцам Азер- байджана и Дагестана и поддерживают близкие отношения между собой [ПМА, 2025 г., д. Медвежка]. В жизни рутульцев родственные отношения имеют осо- бое значение. У этого народа сохраняется родовое деление, родовая организа- ция, под названием "тухумная" [3, с. 121]. Под родом, на рутульском нясиль , подразумевается совокупность людей, ведущих происхождение от общего предка или состоящих в кровном родстве. При этом в основе рода лежит именно мужская линия [4, с. 24]. Название рода у некоторых семей может быть идентично фамилии, либо для обозначения рода название фамилии не- много видоизменяют. Важным является то, что название роду дают не сами члены рода, а другие члены этнической группы по различным критериям: ро- ду деятельности членов рода, произошедшей забавной ситуации или героиче- скому поступку, по характеру и темпераменту членов рода. Респонденты от- мечают, когда они встречают незнакомого человека на мероприятии, для того, чтобы понять, чей он родственник, то задают ему следующий вопрос: " Ху ал- ды нясильдикла идя/ридя ?". Дословно вопрос переводится так: "Ты к какому роду относишься?", как правило, получая ответ, все уже понимают, чей это родственник. Родственников близкого круга родства называют хыдыймар. Родственников по линии отца называют дид сур , родственников по маминой линии нинид сур. Внуки, правнуки, племянники – хыдылар [ПМА, 2025 г., д. Медвежка]. Название рода служит идентифицирующим признаком для чле- нов этнической группы. У рутульцев Тульской области сохраняются следы патронимического устройства. Патронимия рутульцев состоит из нескольких семей, образовав- шихся в результате сегментации крупных родов. Каждая из семей представляет собой самостоятельную единицу, но между ними сохраняется общественное,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=