Тульская историческая весна - 2025

45 лениями опыту, в частности, к античной философии, как эталону и основе. Монтень исключением не стал. В своих «Опытах» (1588) он отразил черты не- скольких течений, но одним из наиболее примечательных в данном отношении можно считать стоицизм. Немаловажно отметить, что стоицизм – философская школа, возникшая в период поздней классики и эллинизма, таившего для эпохи Древнего мира большие перемены. Среди факторов, оказавших наибольшее влияние на фор- мирование учения: смена идеологических ориентиров и сближение с Восто- ком [10, с. 12–13]. Стоицизм сочетал в себе элементы материализма и идеализма, атеизма и теизма [11, с. 393], являясь практически ориентированной концепцией, цель которой – обосновать мудрость как этический идеал [9, с. 639-640]. Приверженность Монтеня учению стоиков можно увидеть уже в одном из первых вопросов, затрагиваемых французским философом – о скорби. Стоики воспрещали предаваться проявлению подобных чувств, ибо мудрец должен быть бесстрастным [5, с. 76]. И Монтень, рассуждая на эту тему, привел неод- нократное подтверждение разрушительному веянию скорби. «И, действитель- но, чрезмерно сильное горе подавляет полностью нашу душу, стесняя свободу ее проявлений» – констатирует мыслитель [2, с. 5]. В дальнейшем Мишель Монтень приводит портрет мудреца-стоика: «лишь бы мысль сохраняла ясность и не нарушалась в своем течении, лишь бы разум, оставаясь непоколебимым и верным себе, не поддался чувству страха или стра- дания» – таков должен быть ответ мудреца на вызовы жизни [2, с. 30]. Монтень соглашается в ещё одном вопросе с Зеноном Китийским (IV-III вв. до н.э.), основателем рассматриваемой древнегреческой философской шко- лы [6, с. 168]. Своих учеников Зенон разделял на тех, кто стремился к знаниям, и тех, кто желал лишь красиво говорить. И первые определенно заслуживали большего уважения у стоика, что одобряет французский мыслитель [2, с. 123]. Поддерживает стоиков Монтень и вопросе дружбы, приводя цитату из Ци- церона, на которого стоицизм оказал определенное влияние [4, с. 599]: «Любовь есть стремление добиться дружбы того, кто привлекает своей красотой» (Cic. Tusc. IV.72). Во многом дружба для Монтеня оказывается чем-то более при- ближенным к определению любви, нежели обычному знакомству [2, с. 134]. Стоики и Монтень также сходятся в вопросе о таком печальном явлении общественной жизни, как самоубийство. В стоицизме к нему выражается до- вольно спокойное отношение [8, с. 334]. В частности, Зенон ушел из жизни, за- держав дыхание [11, с. 394]. Французский философ придерживается такого же подхода: «Подобно тому, как я не нарушаю законов, установленных против во- ров, когда уношу то, что мне принадлежит… точно так же я не подлежу зако- нам против убийц, когда лишаю себя жизни» [2, с. 241]. Внимания заслуживает также вопрос о добродетели. У стоиков она являет- ся «избираемым», частью нашего разума. Она основана на природе, а не на че- ловеческом предпочтении [3, с. 5]. Такое понимание понятия свойственно

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=