Тульская историческая весна - 2025

36 Как следствие, впервые религиозный вопрос обострился в период IV века. Безусловно, многое зависело от личности сасанидского шахиншаха, степени его веротерпимости и религиозной приверженности. Во многом зороастризм не ис- пытывал терпимости к иноверцам. Но особенно вопрос был осложнен тем, что период III века закончился для державы Сасанидов плачевно в плане противо- борства с римлянами [8, p. 122]. Месопотамия и Армения вернулись под влия- ние Римской империи, ставшей контролировать значительную часть торговых перевозок, шедших с Востока. Гегемония Римской империи в переднеазиатском регионе являлась ненавистным для персов фактом. К 30-м гг. IV века происходило завершение сорокалетнего периода пере- мирия между римлянами и персами. В 337 г. шахиншах Шапур II предпринял безуспешную попытку осады Нисибиса в Месопотамии, после чего впервые наложил на христиан дополнительные налоги на военные нужды [4, с. 100]. Так началось «Великое преследование» христиан Шапуром II, продлившееся около сорока лет [1, с. 61; 7, p. 77]. В данный период Шапур II приказывал казнить христианских священников и епископов во многом за неповиновение шахин- шаху. По оценке раннехристианского историка Созомена от преследований по- страдало около 16 000 христиан (Sozom., II, 14). Данная цифра, вероятно, завы- шена историком, т. к. значительная часть христиан все еще продолжала нахо- диться на территории Ирана в ближайшие периоды [2, с. 25; 10, p. 109]. В последние годы зарубежные исследователи стали уходить от понимания преследования христиан в IV веке Сасанидами как «великого» [9, p. 361]. Без- условно, примеры религиозных притеснений имеют место в сохранившихся ис- точниках. Но при этом факт того, что христианские общины достаточно дли- тельное время функционировали в Сасанидском Иране говорит о немалом. Са- санидские шахиншахи умело проводили свою внешнеполитическую деятель- ность в отношении Римской империи, заключавшуюся в первую очередь в за- хвате территорий и ресурсов неприятеля, а не в ведении с ним религиозных войн. Активное распространение христианской религии в первую очередь стало причиной для того, чтобы Сасаниды воспользовались еще одним инструментом политического давления на Римскую империю. Пример притеснения христиан Шапуром II в контексте противостояния Сасанидов с Римской империей позволяет подчеркнуть многогранность рим- ско-сасанидских взаимоотношений. Борьба за контроль над Передней Азией не ограничивалась лишь только военными кампаниями и дипломатическими кон- тактами между двумя государствами. В период IV века держава Сасанидов, по- мимо упрочения позиций зороастризма, сумела исходя из стратегических моти- вов осложнить процесс противостояния с Римской империей, находившейся изначально на момент начала IV века в ранге победителя. Отказ Сасанидов от курса веротерпимости, безусловно, пошатнул римское положение в комплексе с организуемыми персидскими военными кампаниями. Как ни странно, после того как державе Сасанидов удалось вернуть контроль над Передней Азией в 363 г., притеснения христиан на территории Ирана практически прекратились.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=