Тульская историческая весна - 2025
35 особенно выделяется политическая борьба между западными и восточными цивилизациями. Обращаясь к периоду поздней античности примером такой борьбы выступает противостояние между Римской империей и ее восточным соседом – державой Сасанидов. Образовавшаяся в начале III века на месте Парфянского царства держава Сасанидов исповедовала зороастризм, в то время как Римская империя все более продвигалась в сторону христианской рели- гии. В свою очередь данное религиозное продвижение римлян сыграло немало- важную роль в обострении римско-сасанидского противостояния в период IV века [5, с. 23]. Кроме того, необходимо отметить, что при изучении римско-сасанидских взаимоотношений современные исследователи не уделяют должного внимания проблеме влияния религиозного фактора на развитие конфликта между двумя государствами. Военно-политические и экономические факторы безусловно оказывали важную роль на ход противоборства двух держав. Но при этом су- щественные религиозные различия также не могли не повлиять на характер и содержание римско-сасанидских взаимоотношений [3, с. 153–154]. Династия Сасанидов с момента своего утверждения в Иране приступила к упрочению положения зороастризма на территории государства. Первые са- санидские шахиншахи проявляли особое религиозное рвение, закончившееся тем, что впервые в иранской истории зороастризм стал государственной рели- гией [5, с. 14-15]. Вероятно, пока христианство не было определено масштаб- ной угрозой для духовной жизни Сасанидов, шахиншахи не предпринимали ак- тивных действий, направленных против христианских общин, оказывавшихся в составе Сасанидского Ирана в ходе завоевательных кампаний. Так, например, в период III века Шапур I переселил из Антиохии часть христиан, права кото- рых никак не притеснялись. Отмеченный пример переселения христиан в пер- вую очередь объясняется нехваткой рабочих рук на территории Ирана, а не иными целями [3, с. 140–141]. Но в тоже время христианство не могло не проникать в духовную сферу жизни персов. Верховный жрец державы Сасанидов Картир в своей надписи официального характера упомянул «христиан» и «назареев» (NKZ 6). Привер- женцы появившегося в III веке на территории Ирана синкретического религи- озного учения – манихейства приводили в своих текстах цитаты из Нового За- вета [12, p. 132–133]. Данные свидетельства не могли не вызвать мысли у саса- нидских шахиншахов о необходимости уменьшения доли христиан на террито- рии Ирана с целью пресечения урона зороастрийской религии. Кроме того, им- ператор Константин I Великий оказал серьезную поддержку христианству и поручил Ирану заботиться о христианах, проживавших на его территориях (Euseb. Vit. Const., VIII, 4–13) [6, p. 132]. Ситуация была осложнена и тем, что в IV веке одновременно христианство приняли такие союзники Римской импе- рии как Армения и Иберия [11, p. 266]. Последние территории находились в со- седстве с державой Сасанидов и также могли выступать в роли союзников пер- сов против римлян.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=