Тульская историческая весна - 2025

25 Согласно источнику, чудесные явления, обусловленные косвенным вме- шательством богов, были связаны не только с жертвоприношениями, но и си- лами природы. К ним можно отнести, например, отступление реки: «…Это бы- ло принято за непреложное божественное знамение: решили, что река отступи- ла перед Киром как перед будущим царем» (Xen. Anab. I, IV, 16). Как отмечает Л. Г. Печатнова, греческий историк глубоко верил, что обращение к природе может привести к разгадыванию тайн и пониманию высших истин. После от- ступления реки, принятой за божественное одобрение, Кир Младший и его ар- мия одержали победу над персами в битве при Кунаксе в 401 г. до н. э., что, по свидетельству Ксенофонта, явилось символом поддержки и помощи со стороны сверхъестественных сил [10, с. 37]. Стоит упомянуть, что косвенное божественное вторжение, оказавшее благо- приятное воздействие на ход и результат военных действий, связано и с не- обычным поведением животных: «…Затем он вспомнил, как при его выезде из Эфеса, с целью представиться Киру, по правую руку от него закричал орел, си- девший на месте, по поводу чего сопровождавший его прорицатель сказал, что это великое, а не простое знамение, так как оно предсказывает славу…» (Xen. Anab. VI, I, 23). В.В. Латышев описывает, что особенно значимым был орел как царь птиц и вестник царя богов, поэтому Ксенофонт придавал данному явле- нию большое значение. Он рассматривал его как подтверждение своего пред- назначения и правильности выбранного им пути. Вследствие этого, греческий историк отвел преданное ему войско на службу спартанцам, которые начали в 399 г. Коринфскую войну с персами в Малой Азии, окончившуюся подписа- нием Анталкидова мира в 387 г. до н. э., и сам остался там же, не вернувшись на родину [9, с. 169]. Как было упомянуто выше, чудеса оказывали и негативное воздействие на ход и результат военных действий. Данное вмешательством божественных сил можно считать косвенным. О. В. Кулишова отмечает, что к таким компонентам военной мантики относятся всякого рода природные знамения, прежде всего, затмения, которые мы встречаем в «Греческой истории» [8, с. 4]: «На следую- щий год, когда было лунное затмение и сгорел древний храм Афины, лакеде- моняне послали во флот заместителем Калликратида» (Xen. Hist. Graec. I, 6). Г. В. Хлебников подчеркивает, что в древнегреческой религиозной традиции важное место занимали предвидения лунных затмений, что значило находиться в связи с богами, наводить ужас и мрак на небеса. Именно по этой причине, по сведению Ксенофонта, данное природное явление было принято за священное предвестие, указывающее на то, что Пелопоннесская война (431–404 гг. до н. э.) окончится поражением Афин [12, с. 32]. Не менее важными природными знамениями являлись и землетрясения: «Через самое короткое время после того, как войско вторглось во вражескую страну и стало вырубать деревья, произошло землетрясение» (Xen. Hist. Graec. III, 24). К. М. Колобова, анализируя данный фрагмент сочинения, отмечает, что царь Спарты Агис во время вторжения в Элею, в годы Элейской войны (365–

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=