Тульская историческая весна - 2025
24 историка Ксенофонта. Сочинения «Греческая история» и «Анабасис» являются репрезентативным источником для решения заявленной проблемы. Анализ знаменитых трудов Ксенофонта позволяет говорить о том, что в представлениях древних греков сверхъестественное вмешательство оказывало как положительное, так и отрицательное воздействие на ход и результат воен- ных действий. Чудеса, которые способствовали благоприятному исходу какого- либо сражения, согласно указанию историка, связаны, прежде всего, с прямым вмешательством потусторонних сил, а точнее с пророчеством, которое мы встречаем в следующем фрагменте сочинения: «В это же время к ним пришло известие из города, что двери всех храмов открылись сами собою; и жрецы да- ли этому такое истолкование, что боги предсказывают победу» (Xen. Hist. Graec. VI, 7; Anab. III, I, 6; VI, II, 15). Обращая внимание на данный эпизод со- чинения, Б. А. Исаев описывает, что открытие дверей храмов без участия чело- века было принято за воздействие высших сил, что, по свидетельству Ксено- фонта, явилось предсказанием победы афинян в битве при Марафоне (490 г. до н. э.) [3, с. 7]. Стоит упомянуть, что прямое вторжение богов, повлиявших на благопри- ятный исход битвы, связано и с оказанием помощи в военных действиях: «Оса- ждая этот город, персидский царь не мог захватить его ни силой, ни продолжи- тельной осадой, но Зевс поразил жителей молнией и таким образом город был взят» (Xen. Anab. III, IV, 12; Hist. Graec. VII, 5). С.Н. Астапов подчеркивает, что древние греки перед каждым сражением обращались к божественным силам за помощью, тем самым надеясь на долгожданный успех [1, с. 16]. В. А. Цыпин, анализируя данный отрывок сочинения, акцентирует внимание, что персид- ский царь Ксеркс I в течение длительного времени безуспешно осаждал город Синоп, однако посредством природного воздействия – молнии город пал и пе- решел в руки царя сверхъестественным чудесным образом, что, согласно ука- занию Ксенофонта, явилось вмешательством высших сил путем оказания по- мощи [13, с. 205]. Следует отметить, что в трудах греческого историка можно заметить не только прямое, но и косвенное воздействие высших сил, которые также спо- собствовали благоприятному результату сражения. В первую очередь, данное вмешательство связано с жертвоприношениями, как указывает следующий фраг- мент сочинения: «Деркилид был раздражен этим и собирался атаковать Кембрен. Он совершил жертвоприношение, но не получил благоприятных предзнаменова- ний. На следующий день он тоже принес жертву, и также не получил хороших результатов; то же было и на третий день» (Xen. Hist. Graec. III, 18; III, 22; Anab. III, V, 17). В. Буркерт утверждает, что в годы Пелопоннесской войны (431– 404 гг. до н. э.) полководец афинян Деркилид предпринял попытку атаковать неприступную крепость Кембрен, но прежде, чем это сделать, ожидал одобрения богов посредством жертвоприношений. Когда жертвоприношения оказались благоприятными, он приказал войску стать под оружие и повел его к воротам го- рода, в результате чего была успешно завоевана крепость Кембрен [2, с. 104].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=