Тульская историческая весна - 2025
20 II в. до н. э. в качестве союзников скифского царя Палака против войск понтий- ского полководца Диофанта (Strabo. VII.IV , 17). Благодаря «Географии» Стра- бона известно, что роксоланы постоянно жили в степях к северу от Крыма (Strabo. II, 5, 7; VII, 2, 4; VII, 3, 17). В указанной битве скифо-сарматские войска потерпели поражение, после чего покинули полуостров [12, с. 124–125]. Это свидетельство снова указывает нам на то, что и в начале II в. до н. э. сарматы закрепиться на территории Крыма не смогли. В связи с этим может возникнуть вопрос о том, почему сарматы смогли установить доминирование на территории большей части Северного Причер- номорья, но не на территории Крыма. Согласно наиболее вероятному объяс- нению, сложившееся в Крыму во II в. до н. э. Позднескифское царство смог- ло эффективно остановить проникновение сарматов на территорию Крыма [4, с. 56]. Однако, вместе с этим, поздние скифы сами испытали значительное куль- турное влияние сарматов [11, с. 146–149]. Таким образом, присутствие сармат- ского влияния, пусть и опосредованного, на хозяйство и культуру поздних ски- фов в Крыму крайне вероятно. Однако оно ещё не говорит о присутствии по- стоянного сарматского населения в Крыму. Первые же материальные свидетельства о продолжительном пребывании непосредственно сарматских племен в Крыму содержатся в слоях конца II – первой половины I в. до н. э. позднескифских поселений Неаполь и Булганак. Наличие характерных для сармат реберчатых курильниц говорит о проникно- вении сарматских жителей в позднескифские поселения [11, с. 127]. Если гово- рить о рубеже I в. до н. э. – I в. н. э., то в этот период появляются полноценные погребальные комплексы сарматов на севере и северо-востоке степного Крыма [6, с. 82–83]. Это свидетельствует о том, что началу нашей эры сарматы смогли прочно обосноваться на территории Крыма. Параллельно с увеличением числа сарматских памятников число письмен- ных упоминаний скифов в Крыму в I в. до н. э. – I в. н. э. становятся крайне редкими. Одно из них содержится в труде Аппиана, где их упоминают опять в контексте борьбе за боспорский престол (Appian. Mithr. 120). Также есть надгробная надпись императора Августа, содержащая названия народов, стре- мившихся наладить дипломатические отношения с Римом. Среди них отдельно друг от друга скифы и сарматы [2, с. 276]. Все это говорит о том, что пусть скифы полностью и не исчезли с политической карты Крыма, но их влияние там резко упало. Сообщения античных авторов первых веков н. э. хорошо согласуются с данными археологических исследований территориальных общин крымских скифов I века н. э., свидетельствовавших о фактическом распаде Позднескиф- ского царства на отдельные земледельческие общины [5, с. 513–515]. Малове- роятно, что такие общины могли эффективно поддерживать сарматское доми- нирование на территории большей части степного Крыма. Все перечисленные факты свидетельствуют как о закате Позднескифского царства, так и о конце скифского доминирование на территории степного Кры-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=