Тульская историческая весна - 2025
19 предшественников по-своему. Поэтому большое значение в контексте разреше- ния данного вопроса имеют данные археологических исследований в регионе. Впервые топонимо «Сарматия» упомянут в трудах Гераклида Понтийского (390–310 гг. до н. э.), оттуда он «перекочевал» и в труды последующих истори- ков, в том числе и Страбона (Strabo. VII, 4, 1) [7, с. 454, 887], который локали- зовал его на северном побережье Понта – Сиваше [13, с. 19, 26]. Эти сведения, впрочем, не означают, что народы, населявшие данную местность в середине IV до н.э. соответствуют ранним сарматам. Вполне возможно, что последние пришли туда позже, но за ними закрепилось название данной местности. Говоря о археологических источниках, стоит отметить наличие савромат- ской археологической культуры на Северном Кавказе с V в. до н.э. [1, с. 108]. С середины IV в. до н. э. на Нижней Кубани фиксируется появление насе- ления, сопоставляемое с сираками, которых относят к сарматской группе племен [9, с. 171–173]. Впрочем, следует отметить, что аналогичные архео- логические свидетельства о пребывании сарматов в Крыму отсутствуют [10, с. 86–87]. Вероятно, на тот момент численность сарматских племен на тот момент еще была недостаточной для установления господства в Северном Причерноморье. Одним из важнейших источников, свидетельствовавших о раннем пребы- вании сарматов на территории Крыма, считается легенда об царице Амаге в из- ложении Полиена. Согласно античному автору, жена сарматского царя Медо- сакка направила 120 воинов в Херсонес для защиты его от скифов (Pol. VIII, LVI). Несмотря на вероятную легендарность изложенных событий, данные све- дения представляют большую ценность. Во-первых, они свидетельствуют о том, что древние авторы уже тогда четко различали скифов и сарматов. Во- вторых, их контекст может сигнализировать о резко возросшем политическом и военном влиянии сарматов в Северном Причерноморье, поскольку показыва- ет, что уже тогда данный союз племён мог противостоять скифам. Тем не ме- нее, на территории степного Крым на тот момент все еще главенствовали ски- фы, поскольку именно они, согласно сообщению, представляли главную угрозу для жителей Херсонеса. В 309 г. до н. э. значительные силы сарматов приняли активное участие в качестве союзников в войне за боспорский престол. Военные действия проис- ходили в Крыму, а также за восточными пределами Скифии IV в. до н. э., – в Прикубанье (Diod. Sic., Hist., II, 43, 6–7). Если принять гипотезу Д.А. Мачин- ского, то эти события происходили уже после установления сарматского доми- нирования на большей части Скифии [8, с. 46]. Хотя этом прямых упоминаний сарматов у Диодора нет, в предводителе упомянутых племен Арифарне можно увидеть царя сираков [3, с. 46]. Тем не менее, в данном источнике сарматы вновь упомянуты как внешняя для Крыма сила, а не как его население. Последним письменным упоминанием присутствия сарматов в Крыму до нашей эры является сообщение Страбона. Он упоминает об участии сарматско- го племени роксоланов в военных действиях на территории Крыма в конце
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=