Тульская историческая весна - 2025
144 одной из таких тем является «Дмитрий Донской. Куликовская битва». В начале учебного года, в сентябре, в 5 классе на внеурочном занятии изучается Кули- ковская битва, а в 6 классе – герои Куликовской битвы, поскольку Куликово поле, на котором происходила битва между русскими и монголо-татарами, рас- полагается на территории Тульского региона. В результате обучающиеся при изучении школьной темы «Дмитрий Донской. Куликовская битва» в 6 классе уже знакомы с основными событиями данного сражения и личностями, участ- вующими в битве, что позволяет вспомнить и повторить пройденный ранее ма- териал и дополнить его новыми историческими фактами. Благодаря изучению данной темы во время внеурочной деятельности, тульские ученики уже обладают такими предметными результатами, как знание даты Куликовской битвы (8 сентября 1380 г.), места проведения сражения (Ку- ликово поле), причины битвы (прекращение выплаты дани русскими и их борь- ба с зависимостью от Золотой Орды), участников (Дмитрий Донской, Владимир Храбрый, Дмитрий Боброк, Мамай и другие), результатов (первая победа рус- ского войска над Мамаем, рост авторитета Москвы как центра объединения сил в борьбе против монголо-татаров и князя Дмитрия Донского и другие) и памят- ников истории и культуры в память о данном событии («Задонщина») [6, с. 38, 39]. В таком случае целесообразно сделать упор на работу с историческими ис- точниками и оценки события и вклада каждой личности в битву. Урок по теме «Дмитрий Донской. Куликовская битва» построится на эле- ментах театрализации, поэтому необходимо заранее распределить роли русских и монго-татарских воинов между обучающимися. Ученики самостоятельно вспомнят биографии своих героев, в том числе использовав онлайн-проект му- зея-заповедника «Куликово поле», в котором представлена информация об участниках битвы [1]. На самом уроке стоит посмотреть фрагмент видеороли- ка – эксперимента о русской броне и возможности её пробития различными ви- дами оружия [Там же]. Также обучающиеся работают с историческим источни- ком «Задонщина», который станет основой театрализованного представления. Итогом станет школьный урок-театрализация с использованием музейных воз- можностей, на котором школьники представят результат своей работы и дадут оценку Куликовской битве и ее основным участникам с указанием вклада каж- дого героя. Ещё одним вариантом проведения данного урока является посещение му- зея-заповедника «Куликово поле» и его филиалов в музейной квартале в Туле (музея-лаборатории «Пространство «Археология»» и научного центра «Архео- логия и реставрация»). Например, в качестве посещения научного центра «Ар- хеология и реставрация» интересным представляется интерактивная экскурсия «Сказание о Мамаевом побоище», в ходе которого обучающимся предлагается познакомиться с данным произведением и историческими предметами, разыг- рать ход битвы [1]. Также представлена возможность стать археологом и занять раскопками Куликово поля, благодаря VR-квесту «Тайны Куликова поля» [Там же]. В результате обучающиеся станут участниками событий прошедших веков
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=