Тульская историческая весна - 2025

143 В каждом государстве граждане изучают и знают историю своей страны с целью сохранения знаний о событиях и личностях прошлого и передачи их последующим поколениям. В таком случае в обществе формируется историче- ская память, то есть «…опорные пункты массового знания о прошлом, мини- мальный набор ключевых образов событий и личностей прошлого в устной, ви- зуальной или текстуальной форме, которые присутствуют в активной памяти (не требует усилий, чтобы их вспомнить)» [5, с. 53]. В России данная целевая установка реализуется в первую очередь через систему исторического образования. Целью учебного предмета «История» в об- разовательных организациях является «…формирование целостной картины российской и мировой истории…» [6]. Иными слова обучающиеся должны иметь представлениями о том, какие события и процессы происходили в прош- лом и какие деятели участвовали, поскольку «… систематизированное знание о прошлом стало неотъемлемой частью социализации индивидов» [2, с. 12]. Наряду с историческим образованием на формирование исторической па- мяти влияют так называемые «места памяти». Французский историк П. Нора и его коллеги к числу «мест памяти» относят музеи, архивы, коллекции, празд- ники, годовщины, монументы, храмы и другие [7, с. 26]. Также к данному списку стоит отнести книги и кинофильмы. Каждая из данных категорий хра- нит в себе ценные знания или представления о прошлом с целью их изучения, получения новой исторической информации и передачи накопленного истори- ческого опыта. Их совокупность (исторического образования и «мест памяти») представляет собой мощный катализатор для формирования исторической па- мяти в обществе. Особый интерес для исследования процесса формирования исторической памяти представляет система исторического образования, поскольку именно на этапе обучения формируются систематические знания по истории. Значимость исторического образования для развития общества признается со стороны госу- дарственной власти России. Об этом свидетельствуют вступающиеся с 1 сен- тября 2025 г. в законную силу изменения, касающиеся преподавания учебного предмета «История» в общеобразовательных учреждениях, – в 5–8-х классах вводится дополнительный час на изучение курса «История нашего края» [3]. Тем самым становится обязательным осваивать и знать историю не только сво- ей страны, но и своего родного региона, в котором живут и учатся обучающие- ся. Однако в настоящее время в ряде регионов России школьники уже изучают историю родного края в рамках внеурочной деятельности, например, в Туль- ской области действует региональный проект «От любви к малой родине – к воспитанию патриота» [4]. Таким образом, внедряемый новый курс и вне- урочная деятельность будут взаимодополнять друг друга, а также темы из раз- дела «История России». В настоящее время несколько тем внеурочной деятельности по изучению истории родного края под названием «От любви к малой родине – к воспита- нию патриота» в Тульской области уже дополняют школьные темы. Например,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=