Тульская историческая весна - 2025

139 Активное участие приняли благотворительные организации: Община свя- той Евгении при Российском обществе Красного Креста, которая издавала пла- каты и открытые письма (открытки) в пользу раненых; особые комитеты помо- щи (Скобелевский, Александровский, Алексеевский и др.), а также городские думы и частные издательства. Например, плакат Коровина о Дмитрии Донском был издан литографией Товарищества А. А. Левенсон по поручению Москов- ского комитета Земского союза. Качественную печать военных лубков осуществляла фабрика А. Ф. Пост- нова в Москве. Готовые оттиски распространялись через сети книжных магази- нов, киосков, расклейщиков по городским улицам, а также рассылались в про- винцию и на фронт. Многие плакаты дублировались в виде почтовых открыток и даже марок, изображения помещали на этикетки, коробки спичек и папирос – пропаганда проникала во все уголки повседневной жизни. Интересно, что тематика и стиль русских плакатов в целом мало отлича- лись от практики других воюющих держав. Все стороны конфликта прибегали к сходным приёмам визуальной агитации [8, с. 332]: образ врага повсюду кари- катурно умалялся до глупого зверёнка или, наоборот, гиперболизировался до звероподобного дикаря; своих солдат идеализировали как доблестных героев и мучеников; эксплуатировались национальные символы и мифы (в Великобри- тании, к примеру, фигурой-покровителем выступал король Артур, во Фран- ции – образ Жанны д’Арк, в России – святые и богатыри). Таким образом, плакат Первой мировой приобрёл интернациональный харак- тер как орудие массовой пропаганды. Однако в каждом государстве он имел и свою специфику. В России, помимо государственной, огромную роль играла «инициатива снизу» – патриотический порыв художников и издателей, создавав- ших плакаты часто на благотворительной основе. Это наложило отпечаток на сти- листику: помимо академических рисунков встречалось много наивных лубочных картинок, выполненных в народном духе. Всё это разнообразие служило единой цели – поддержать боевой дух и веру в победу. Как метко заметил современник, «плакат военного периода, без сомнений, является оружием воздействия на мас- совое сознание, и этим эффективно пользовались воюющие стороны» [8, с. 332]. Библиографический список 1. Басманов Р. М. Плакат в России. М. : Искусство, 2022. 320 с. 2. Висковатый С. Д. Плакаты Первой мировой войны в России: историко- культурный анализ // Вестн. МГУ. Сер. 8. История. 2023. № 4. С. 45–62. 3. Дягилев М. В. Агитационный плакат Первой мировой войны как способ визуализации образа врага // Вопр. истории. 2023. № 4. С. 123–135. 4. Евдокимова М. С. Визуальные источники как исторический источник (на примере агитационных плакатов Первой мировой войны) // Вестн. Урал. феде- рального ун-та. 2023. № 3. С. 156–167.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=