Тульская историческая весна - 2025
136 чи: пропагандистскую (наглядная политическая агитация) и информативную. Иными словами, с одной стороны, плакаты призваны были формировать нуж- ные эмоциональные настроения и убеждения (ненависть к врагу, патриотиче- ский подъём, уверенность в победе), а с другой – доносить до населения опре- делённые факты и сведения (сообщения о военных событиях, призывы к дейст- виям, указания властей). Важно подчеркнуть, что наглядность и образность давали плакату серьёз- ные преимущества как средству пропаганды. Яркое визуальное изображение, дополненное коротким лозунгом, могло быстро воздействовать на эмоции зри- теля и запомниться с первого взгляда. В военное время на плакат возлагалась одна из самых значительных ролей наряду с печатью и другими формами аги- тации: плакат рассматривался как настоящее «оружие воздействия на массовое сознание». Его эффективность заключалась в способности молниеносно охва- тить внимание толпы, в том числе малограмотной, и внушить нужную идею за считанные секунды просмотра. При этом художественная экспрессия изоб- ражения сочеталась с лаконизмом текста – большинство плакатов рассчитаны на кратковременный непосредственный контакт со зрителем, поэтому идея должна была быть выражена предельно ясно и доходчиво. Наглядность, про- стота и эмоциональная сила – вот качества, благодаря которым плакат стал ключевым жанром военной пропаганды [4, с. 158]. С точки зрения тематических ролей плакатов можно выделить несколько основных направлений. Во-первых, это агитация, направленная на очернение образа врага, воз- буждение ненависти к противнику. Во-вторых, патриотическое вдохновение и прославление собственных во- инов, героев и исторических побед, чтобы поднять боевой дух. В-третьих, призывно-мобилизационная функция – побудить население к конкретным действиям в помощь фронту (запись добровольцем, пожертвова- ния, покупка военных займов и т. п.). Функции часто переплетались в одном произведении, но для анализа их полезно рассмотреть раздельно. Особое место занимал плакат-«сатирический лист», обличающий образ вра- га. Как отмечается в исследованиях, одним из основных приёмов военной пропа- ганды стала карикатурно-метафорическая визуализация врага [12, с. 70]. Госу- дарственный заказ требовал от художников создавать уничижительный облик неприятеля, высмеивая и демонизируя его. На плакатах противник изображался либо в виде карикатурно ничтожной фигурки, подчёркивая его слабость, либо напротив – в образе злобного гиганта, часто гротескно искажаемого для усиле- ния неприязни [3, с. 129]. Например, распространённым приёмом было умень- шенное до карлика изображение германского кайзера рядом с величественными русскими богатырями – тем самым враг выглядел жалким и обречённым. В других случаях врага превращали в чудовище, в дьявола, символизируя мировое зло. Цель подобных образов очевидна: показать врага ничтожным
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=