Тульская историческая весна - 2025
124 русская история, обозрение истории славянских племен, древняя история, исто- рия средних веков и так далее. Из-за нового Положению из учебной программы были исключены зооло- гия, ботаника, минералогия, геология, анатомия, физиология, гистология и аг- рономия. Но несмотря на это преподаватели старались расширить список пре- подаваемых дисциплин. Например, на историко-филологическом факультете вместо исчезнувших предметов ввели занятия по историческим наука, которые углубляли и расширяли имеющиеся знания учениц. А на физико-математиче- ском курс математики был усилен и даже велись те лекции, что не входили в университетский курс. В 1906–1907 учебном году были сняты ограничения по приему слушатель- ниц на Курсы и общему количеству обучающихся, а также была введена пред- метная система, которая отменила порядок деления на курсы и переводные эк- замены, которые могли проходить в течение всего учебного года по усмотре- нию кафедр. Каждый факультет теперь устанавливал группы наук, план прак- тических занятий и испытания, которые были обязательны для лиц, претен- дующих на свидетельство об окончании Курсов. Сданными они считались после того, как ученица прослушала все лекции, выбранные для посещения. Если в течение двух лет не будет сдан хотя один экзамен, то курсистку отчис- ляли [3, с. 63–65]. Пусть по новому Положению в 1889 году из учебной программы были ис- ключены некоторые предметы, и она была уже не такая информативная, как в 1878, но это все равно не помешало преподавателям пытаться ее расширять и прийти к более благотворной системе, которая прокладывала путь в научную деятельность. Преподаваемые дисциплины были крайне информативны и раз- нообразны для того периода времени. Это позволило работать девушкам и жен- щинам после окончания Высших женские курсов К. Н. Бестужева-Рюмина не только в педагогической отрасли, но и в других сферах жизни общества. Таким образом, тема высшего женского образования в Российской импе- рии сначала не сильно заботила правительство. Но несмотря на это, женское образование в России, как и везде в мире, пробивало себя. Отвечая вопросам времени, появляются Бестужевские курсы, программа которых постоянно то увеличилось, то уменьшалась. Преподавательский состав был очень сильным на протяжении всего времени существования данного женского учебного заве- дения. Все время, что работали эти курсы, не только организаторы, но и даже преподаватели вели борьбу за то, чтобы женщины могли без каких-либо пре- пятствий получать высшее образование. Только объединившись, они смогли отстоять право на повторное открытие курсов. За все время работы Санкт- Петербургских высших женских курсов было выпущено большое количество студенток, которые нашли себя в разных сферах, начиная от литературной ра- боты, а заканчивая банковским делом, тем самым популяризируя высшее жен- ское образование [5, с. 150–151].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=