Тульская историческая весна - 2025
120 При помощи открытия курсов государство планировало контролировать женское движение, крайне быстро наращивающее силы. Именно поэтому по- добные высшие учебные заведения были с ограниченной учебной программой и со строгими порядками приема. И уже в 1877 году по ходатайству профессора К. Н. Бестужева-Рюмина было одобрено открытие Высших женских курсов в Санкт-Петербурге на сле- дующих условиях: они должны быть в прямом ведении дел и под постоянным наблюдением Попечителей учебных округов, в названии Курсов не должно бы- ло упоминаться, что они состоят или открыты при университете, учебное заве- дение должно носить частный характер, а также учебной частью должен руко- водить педагогический совет из профессоров курса под председательством учредителя, а хозяйственной частью-комитет попечителей из двенадцати чело- век обоих полов. Министр назвал Бестужева-Рюмина в качестве управляющего будущим образовательным учреждением [2, с. 211–212]. Официальное открытие Высших женских курсов состоялось 20 сентября 1878 года на улице Гороховой в здании Александровской гимназии. Их называ- ли «Бестужевские» в честь первого управляющего данного учебного заведения- К. Н. Бестужева-Рюмина. В первый период существования даных курсов, обу- чение проходило по университетской форме. Занятия должны были быть адап- тированы к уровню мужских университетов, которого пытались достичь осно- воположники высшего женского образования еще десять лет ранее. При их со- здании было организовано три отделения: словесно-исторического, физико- математического и специально-математического. Предметы, преподаваемые на словесно-историческом отделении, были следующие: богословие, историческая грамматика русского языка, русская ли- тература, психология и история философии, всеобщая литература, русская ис- тория, всеобщая история: древняя, средняя, новая, новейшая, история славян- ских народов, государственное право, гражданское право, политическая эконо- мия, история искусств, латинский язык, французский язык, немецкий язык. На физико-математическом отделении преподавали богословие, элемен- тарная математика, элементарная механика, физическая география, физика, космография, агрономия, минералогия, геология, ботаника, морфология. Ана- томия растений, физиология растений, зоология: позвоночных, беспозвоноч- ных, анатомия человека, гистология, физиология, химия: неорганическая, орга- ническая, аналитическая, в приложении к сельскому хозяйству, агрономия, тео- рия вероятностей. На специально-математическом же обучали: высшей алгебре, тригономет- рии, аналитической геометрии, дифференциальному исчислению, интегрально- му исчислению, высшей механике, теории чисел и термохимии. Первоначально предполагалось, что упомянутые Курсы будут идти три го- да. Первый год обучения был посвящен изучение предметов словесно- исторического отделения. Эти дисциплины вызвались преподавать лучшие пе- дагоги университета столицы. В их число входили такие люди, как К. Н. Бесту-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=