Тульская историческая весна - 2025
114 устойчивой технологии тиражирования изображений, автоматизации данного процесса способствовала появлению так называемых «рисовальных машин». Они представляли собой устройства, которые позволяли переносить на плос- кость контуры человеческой фигуры или пейзажа с высокой степенью точности [16, с. 17]. Получили распространение устройства для создания силуэтов – не- дорогой разновидности портрета, представляющей собой изображение профиля человека, наклеенное на картонную подложку. По мнению М. Фризо, рисо- вальные машины и развитие изучения и применения камеры-обскуры сыграли в изобретении фотографии решающую роль, отразив популярный в то время технический принцип – идею машины для преобразования энергии [16, с. 17]. Тиражированию способствовала техника литографии, изобретенная в 1796 го- ду. Наиболее ранняя коммерчески успешная техника съемки – дагерротипия – обнаружила свой очевидный недостаток – невозможность последующих копий без применения иных техник. В. Беньямин называет данные изображения «уни- катами» и отмечает их высокую стоимость, а также сложность их хранения [2, с. 2]. Изображения требовали такого отношения, так как были уязвимы к ма- лейшим повреждениям [5, с. 9]. По мнению М. Фризо, именно потребность в качественном и точном изображении во многом обуславливала отданное по- началу предпочтение дагерротипии [16, с. 17]. В. Вальран также отмечает при- оритет «механической фиксации» реальности над возможностью тиражировать изображения [4, с. 111]. Тем не менее, исследователь указывает на возникнове- ние в дальнейшем «прикладных задач», обуславливающих переход к репроду- цированию изображений [4, с. 110]. П. Берк указывает, что даже тиражное изображение может индивидуально расцениваться как уникальное произведе- ние искусства [3, с. 24]. При изготовлении репродукций с дагерротипов использовалась техника литографии. Примером такого применения технологии являлось изготовление для издания «Портреты лиц, отличившихся заслугами в событиях 1853, 1854, 1855 и 1856 годов» Ф. Пашенным портрета генерала от артиллерии Алексея Петровича Ермолова [11]. В дальнейшем для сбережения и распространения изображений с дагерротипов применялось изготовление фотокопий. Таким способом в семейном архиве был сохранен портрет мичмана Р. А. де Ливрона 1849 года [23]. Дагерротипы также использовались для копирования имеющих- ся изображений [5, с. 63]. Наиболее значимым событием, поспособствовавшим устойчивой практике изготовления копий изображений, стало появление и распространение принци- па негатива и позитива в фотографии. Данный метод активно пропагандировал английский ученый У. Г. Фокс Тальбот. Как отмечает М. Фризо, для последова- телей мастера принцпиальным было соблюдение принципа тиражируемости – возможности создания неограниченного количества копий [16, с. 63]. В дальнейшем после появления и внедрения в 1850-х годах мокроколло- дионного метода дагерротипия теряет популярность. Продолжающийся про- цесс стандартизации способов изготовления бумажных отпечатков и их форма-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=