МЕЖВУЗОВСКИЕ VI ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2014 г.

обучение эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную ак­ тивность, являются субъектами деятельности. Это выражается в том, что учащиеся осознают пели учения, планируют и организуют свою работу, умеют себя проверить, проявляют интерес к знаниям, ставят проблемы и уме­ ют искать пути их решения. Особое место в дидактических взглядах Толстого занимает принцип связи обучения с жизнью. Сейчас в начальной школе в рамках ФГОС дан­ ный принцип отражен в отборе содержания учебных предметов, изучаемых младшими школьниками, и в организационных формах обучения. Из данного принципа естественным образом вытекает принцип дос­ тупности обучения, то есть сообщение учащимся сложного учебного мате­ риала в доступной форме. По ФГОС принцип доступности предусматривает учет психолого­ педагогических особенностей и возможностей детей младшего школьного возраста. Он очень важен для решения задачи коммуникативно-психоло­ гической адаптации младших школьников, для преодоления в дальнейшем психологического барьера, а также для развития мотивации к изучению школьных предметов. Толстой внес неоценимый вклад в разработку принципа прочности и принципа наглядности в обучении, наметил некоторые черты своеобраз­ ной системы, а также условий, средств и приемов, направленных на дос­ тижение в процессе обучения высокой степени прочности знаний, уме­ ний и навыков. В рамках ФГОС эти принципы, на которых столетиями базируется традиционная школа, реализуют ведущую идею учебно-методического комплекса. Принцип прочности предполагает жестко продуманную сис­ тему повторения, т. е. неоднократное возвращение к уже пройденному материалу. Реализация принципов прочности и развивающего обучения требует продуманного механизма, отвечающего ведущей идее: каждое оче­ редное возвращение к частному продуктивно только в том случае, если пройден этап обобщения, который дал школьникам в руки инструмент для очередного возвращения к частному. Например, алгоритмы вычитания, сложения, умножения, деления столбиком сначала «открываются» школь­ никами на основании соответствующих действий с числами в строчку. За­ тем они формулируются как закономерности и, наконец, используются как механизмы соответствующих математических операций. В «Окружающем мире»: из множества животных (растений) по тем или иным основаниям выделяются отдельные группы, затем каждое вновь изучаемое животное (растение) соотносится с известными группами. Неудивительно, что тульские педагоги обратились к наследию вели­ кого гуманиста, земляка Льва Николаевича Толстого. Так, в начале 90-х годов сформировалась экспериментальная педагогическая система «Школа Л. Н. Толстого». 148

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=