МЕЖВУЗОВСКИЕ VI ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2014 г.

просы понимания смысла жизни, Бога, свободы и нравственного совер­ шенствования человека, соотношения добра и зла. Он выступал с критикой церковной догматики и официального богословия. Толстой писал: «Я толь­ ко в детстве имел традиционную веру, а с 14 лет я полностью от нее ото­ шел и жил в пустоте, как все мои современники». Но вера у него была, хо­ тя она и не носила традиционного характера. Это была вера туманная, рас­ плывчатая, типа деизма. Вспомним одно из ранних произведений Толстого - «Казаки» [4]. Кто такой Оленин? Молодой офицер, стремящийся вернуться к природе и слиться с ней. В нем можно увидеть того же Льва Николаевича. Марьяна для него - образ Матери-Природы. Он хочет вернуться к родному небу, к ви­ ноградникам, к родным горам, к диким животным, за которыми охотится дя­ дя Ерошка, и к этим горцам, которые стреляют... Нравственные нормы куда- то исчезают, и природа сама становится нравственностью. А потом вдруг вы­ ясняется, что все это была иллюзия, что Оленин не может вернуться назад. Ему горько и жалко, он жалеет, как, скорее всего, жалел и Лев Толстой, что пути назад нет, что движение здесь только вперед и только одностороннее. И вот в тот момент, еще задолго до своего духовного кризиса, Лев Толстой начинает искать выход. Он ищет его в семье, в труде, в том, что называется счастьем. Вспомнив также одно из его ранних произведений, «Семейное счастье» [1], мы можем наблюдать, как меняется вера писателя. Он, как настоящий художник, воспевает самое дорогое и священное, а по­ том все куда-то расплывается, и он хоронит это. Говоря о Толстом, нельзя не упомянуть одну из главных эпопей миро­ вой литературы - «Войну и мир» [5]. Здесь Лев Николаевич выступает нс как человек без веры, хоть он и увлечен великой бессмертной картиной движе­ ния истории. Он верит в фатум - в таинственную силу, которая неизменно ведет людей туда, куда они не хотят. Древние стоики говорили: «Судьба ве­ дет согласного. Противящегося судьба тащит». Именно эта судьба и действу­ ет в его произведениях. Для Толстого Наполеон - просто пешка, а остальная масса людей, в основном, движутся по неким таинственным законам. И снова, кроме таинственного рока, в романе есть вера в то, что воз­ можно полностью слиться с природой, опять оленинская мечта. Вспомним знаменитый монолог князя Андрея, то, как он внутренне беседует с дубом. И этот дуб не просто старое знакомое дерево, а одновременно символ веч­ ной природы, к которой стремится герой и его душа. Рассмотрим поиски Пьера Безухова. Тоже все бессмысленно... И ни­ кому из героев романа Л. Н. Толстого и в голову не приходит найти по- настоящему христианский путь. Поэтому от этого трагическим образом пострадали и общество, и церковь в целом. В результате Пьер Безухов на­ ходит выход - он идет в масоны. После кризиса христианской Церкви в XVU-X.V11I веках начались попытки создать имитацию церкви на основе догматов: душа, Бог, бессмертие. Поэтому обряды масонов - попытка ими- 116

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=