Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы
Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы: XXI Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. 2025 84 А. Р. Манаева Академия гражданской защиты МЧС России им. генерал-лейтенанта Д. И. Михайлика (Химки, Россия) ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ В УЧЕБНОМ ПРОЕКТЕ В РАМКАХ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН Аннотация. В сфере техносферной безопасности важно четкое формулирование проблемы, которое приведет к повышению качества жизни или минимизации техно- генных рисков и предотвращению развития чрезвычайной ситуации. На примере про- екта «Экологические последствия торфяных пожаров в Московской области» показаны этапы формулирования проблемы, особенности определения целеполагания и прин- ципы построения плана научно-исследовательской работы для ее написания и дальней- шей реализации. Ключевые слова: проектная деятельность, физико-химические дисциплины, меж- дисциплинарные связи, педагогика высшей школы, научно-исследовательская работа. Один из первых шагов при подготовке проекта в любой сфере состоит в определении его целей и задач. Этот шаг определяет, что мы хотим получить после завершения проекта, и какие действия нам необходимо предпринять для достижения этой цели. В учебном проекте в рамках подготовки к конференции также необхо- димо четко формулировать желаемую цель исследования или проекта. В особенно- сти это касается тех отраслей науки, которые имеют четкую практическую направ- ленность по повышению качества жизни. Именно к такой области наук относится сфера обеспечения безопасности, в частности, техносферная безопасность. При под- готовке в данном направлении привлечение к участию в конференциях, написанию научно-исследовательских работ, формирует специалиста высокого уровня, способ- ного устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, понимать пре- вентивные меры в профилактике развития чрезвычайных ситуаций. Поэтому еще на этапе выбора темы немаловажную роль играет «опорный конспект» написания ра- боты и четкое целеполагание, представление целевой аудитории. Например, для проекта «Экологические последствия торфяных пожаров вМосков- ской области» необходимо разбить исследование на составные части. Так рассмотреть: 1. Горение торфяников как беспламенное (гетерогенное) горение. Перечень токсичных веществ, выделяющихся при горении торфяников, с учетом класса опасности вещества, вида токсического действия, путей поступления яда в орга- низм. Для этого целесообразно использовать справочник химика МЧС [1]. 2. Определить предельно-допустимые концентрации для продуктов горе- ния. При этом осуществляется межпредметная связь между химией и техносфер- ной безопасностью [2] и формируется понятие «химическая безопасность» в ча- сти обеспечения техносферной безопасности.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=