Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы

Секция 1. Актуальные проблемы, перспективы развития и инновационные подходы в технологическом образовании 5 Ребус – это своеобразная загадка, в которой искомое слово или фраза запи- сываются с помощью комбинаций различных рисунков предметов, фигур, букв, цифр и знаков. Название данной головоломки произошло от старинного латин- ского выражения «rebus», которое в переводе на русский язык означает: не сло- вами, а при помощи «вещей», «предметов». Анаграмма (гр. «ana» – пере и «gramma» – буква) – это загадка, слово или словосочетание, образованное перестановкой букв, первоначально составляв- ших другое слово. Примеры слов-анаграмм: вилка – валик, краб – брак, липа – пила. Логогриф (гр. «logos» – слово и «gripos» – загадка) – это слово-загадка, в которой от уже имеющегося слова можно получить новые слова путём отбра- сывания или добавления букв. Примеры слов-логогрифов: зубр – зуб, кобра – кора, мель – ель, жест – жесть. Метаграмма (гр. «meta» – после и «gramma» – буква) – это слово-загадка, в которой из одного слова заменой любой буквы получают другое слово. При- меры слов-метаграмм: бинт – винт, нос – нож, школа – шкала. Омоним (гр. «homonyma» – «homos» – одинаковый и «onyma» – имя) – это слово, имеющее одинаковое звучание с другим словом, но иное значение или иной смысл. Примеры слов-омонимов: гнездо (птицы) – гнездо (элемент шипо- вого соединения), кондуктор (в троллейбусе) – кондуктор (приспособление для сверления), хобот (у слона) – хобот (часть фрезерного станка). Данные занимательные материалы могут успешно использоваться как на уроках, так и при проведении внеклассной работы по техническому труду [2–5]. Например, на уроке они могут быть предложены учащимся при повторении пройденного материала, проверке самостоятельной работы учащихся, закрепле- нии новых теоретических сведений и др. В зависимости от целей и задач, имею- щегося времени учитель сам лично решает, как, где, когда и что можно исполь- зовать из учебных заданий занимательного характера. Большие возможности для использования занимательных материалов появ- ляются при организации различных форм внеклассной работы с учащимися: тех- нических утренников и вечеров, устных журналов, турниров, конкурсов, олим- пиад, тематических классных часов, во время выпуска предметных настенных газет, бюллетеней и др. [4–5]. Чтобы достаточно эффективно внедрять занимательные материалы в учебно-воспитательный процесс школы, каждому учителю технического труда необходимо знать их сущность (содержание, особенности), уметь самостоя- тельно их разрабатывать и использовать в различных педагогических ситуациях. Поэтому в процессе подготовки будущих учителей технического труда в УО «Мозырский государственный педагогический университет имени И. П. Шамя- кина» на лабораторных занятиях по методике преподавания технического труда студенты обучаются разработке и использованию различных по сложности зани- мательных материалов. Так, в соответствии со своим вариантом учебного зада- ния, вначале студенты подбирают в словарях, справочниках и учебных пособиях для учащихся технические термины, понятия, определения, а затем используют

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=