Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы

Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы: XXI Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. 2025 48 В этих условиях особенно хорошо работает визуальное творчество. Одним из та- ких направлений является графический дизайн – форма деятельности, в которой сочетаются рисование, проектирование, использование цифровых инструментов и творческая самореализация. Графический дизайн – это не просто рисование на компьютере. Это возмож- ность видеть мир по-новому, передавать мысль через форму, цвет, композицию. Он развивает воображение, наблюдательность, логику, умение представить ко- нечный результат. Работа с визуальными образами стимулирует ассоциативное мышление, внимание к деталям, умение анализировать и оценивать, а также учит планировать процесс от замысла до результата. На базе МБОУ «Чычымахская СОШ им. С.Р. Кулачикова-Эллэй» Таттин- ского улуса Республики Саха (Якутия) нами была реализована программа допол- нительного образования "Творческая мастерская". Её основная цель – развитие креативного мышления у младших школьников средствами графического ди- зайна. В программу были включены задания на разработку плакатов, карточек, цифровых коллажей с использованием орнаментов, характерных для якутской культуры. Учащиеся осваивали простейшие графические редакторы, учились со- четать цвета, шрифты, формы, создавать композиции. Для оценки эффективности программы нами был проведён педагогический эксперимент, включавший три этапа: констатирующий, формирующий и кон- трольный. На первом этапе мы использовали диагностические методики, направ- ленные на выявление уровня креативного мышления. Среди них – методика «За- кончи рисунок» Э. П. Торренса [2], «Как использовать предмет?» Е. Е. Туник [3], «Вербальная фантазия» Р. С. Немова [4], «Шесть кругов» Т. С. Комаровой [5]. Эти методики позволяют определить уровень развития образного, вербального, графического и дивергентного мышления. Результаты констатирующего этапа показали, что у большинства учащихся уровень развития креативного мышления – средний. Однако дети проявляли ин- терес к заданиям, стремились к самовыражению, активно фантазировали. Это позволило сделать вывод о наличии потенциала и целесообразности дальнейшей работы. В ходе формирующего этапа дети прошли 12 занятий по программе кружка, где постепенно осваивали основы графического дизайна. Темы вклю- чали: "Цвет и настроение", "Орнамент как язык культуры", "Композиция по- стера", "Шрифт как образ", "Создание цифровой открытки" и другие. Акцент делался не на результате, а на процессе – свободе выражения, эксперименте, поиске решений. Ученики работали как индивидуально, так и в парах, выпол- няли задания по шаблонам и самостоятельно, а также участвовали в мини-пре- зентациях работ. Контрольный этап показал рост показателей по всем критериям: беглость – количество идей; гибкость – разнообразие подходов; оригинальность – нестан- дартность решений; разработанность – детализация. Кроме этого, дети стали уве- реннее высказываться, объяснять свои идеи, проявлять инициативу и интерес к графической деятельности.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=