Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы

Секция 1. Актуальные проблемы, перспективы развития и инновационные подходы в технологическом образовании 43 А. В. Зезюлько Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону, Россия) ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ОТ ИСТОРИИ К СОВРЕМЕННОСТИ Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы современного инженерно-технологического образования в школах и вузах России. В работе автором предпринята попытка проанализировать с исторической точки зрения утраченные фрагменты инженерно-технологического образования, подготовки школьников и учи- телей с целью необходимости трансформации его лучших практик на современную систему подготовки кадров. Её необходимость и модернизация обусловлены острой нехваткой инженерно-технологических кадров для промышленности и экономики. Ключевые слова: инженерно-технологическое образование, исторический кон- текст, политехническая и профессиональная подготовка, труд (технология), направле- ния и приоритеты школ и вузов Российской Федерации в подготовке кадров. Характерной особенностью современного состояния развития инже- нерно-технологического образования России являются его неопределенность и бессистемность в структуре подготовки кадров новой экономики. К сожале- нию, XXI век к 2025 году, ученые и научное сообщество до настоящего вре- мени не определили основные приоритеты данного уникального типа образо- вания, ни в школах, ни в вузах Российской Федерации, тогда как исторически (60-е–85-е годы) проблеме в науке и практики данному образованию уделя- лось достаточное время. Бессистемность данного направления образования декларируется многими «сторонниками и противниками», многовекторно, витиевато, и тенденциозно, а также весьма неопределенно по структуре и тем более по содержанию. Необходимость подготовки молодежных кадров по естественнонаучным, технико-технологическим специальностям и направлениям остается одной из приоритетных задач для сферы производства, бизнеса и экономики в целом. На настоящее время об этом серьезно забеспокоились производственники и законодательное сообщество, а также административные органы, и все мы с вами на пороге очередных реформ, и модернизаций, инноваций и прочего, то- гда как в школах Российской Федерации с 1-го сентября 2024 года введен новый учебный предмет: «Труд, в скобках (Технология)». Надо сказать, что само название школьного предмета вызывает не позитив- ное (привлекательное) определение его функционала, а как бы изначально опре- деляя его роль на «задворки» образования и воспитания человека и личности.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=