Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы

Секция 1. Актуальные проблемы, перспективы развития и инновационные подходы в технологическом образовании 37 2. Отсутствие дисциплины «Охрана труда в образовательных организа- циях» в учебных планах. В настоящее время во всех педагогических вузах боль- шинство обучающихся уже осваивают образовательные программы по направ- лениям 44.03.01 Педагогическое образование» и 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» по методическим рекомендациям рабочих групп в рамках «Ядра высшего педагогического образования» (ядро ВПО). В базовой части ядра ВПО по предметно-методическому модулю «Техно- логия» отсутствует дисциплина «Охрана труда в образовательных организа- циях». Вузы могут включить данную дисциплину в вариативную часть образо- вательной программы, формируемую участниками образовательных отношений самостоятельно определив объем учебной дисциплины и объем контактной ра- боты, однако ряд образовательных организаций, как указано в работе [1] вклю- чают изучение охраны труда в учебную дисциплину «Безопасность жизнедея- тельности», в результате чего будущие учителя и недостаточно осваивают охрану труда, и объем изучения вопросов безопасности жизнедеятельности при этом сокращается. 3. Отсутствие четкого понимания нормативного регулирования содержания подготовки и методики обучения. Обучение охране труда и безопасности (охране труда, оказанию первой помощи и т. п. [2; 3]) для работников организа- ций регламентировано нормативными документами, а для обучающихся вузов такого четкого определения содержания образования нет. 4. Отсутствие в процессе обучения охране труда эффективных методов обу- чения. В ряде образовательных организаций «эффективная» методика использу- ется при изучении дисциплин, определяющих направленность (профиль) обра- зовательной программы и остается в стороне от охраны труда. Активное использование проблемно-поискового метода, кейс-задания, создание и модели- рование конкретных ситуаций в совокупности с использованием цифровых тех- нологий и средств ИКТ в рамках аудиторных занятий, а также использование тестовых заданий в рамках самостоятельной работы значительно может повы- сить эффективность методики обучения охране труда. Обучение будущих учителей труда (технологии) охране трудя является важным и значимыми компонентом в структуре их профессиональной подго- товки наряду с дисциплинами, определяющими направленность образователь- ной программы, поэтому необходимо уделять ему особое внимание при опре- делении структуры и содержания профессиональной подготовки учителя труда (технологии). Литература 1. Краева И. В., Соченко Ю. А. К вопросу о формировании профессиональ- ных компетенций будущего педагога дополнительного профессионального об- разования в области охраны труда // Мол. ученый. 2021. № 37 (379). С. 55–59. URL: https://moluch.ru/archive/379/84022 (дата обращения: 14.03.2025).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=