Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы

Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы: XXI Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. 2025 30 О. С. Дорофеева Мозырский государственный педагогический университет им. И. П. Шамякина (Мозырь, Республика Беларусь) ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ Аннотация. Статья посвящена исследованию условий формирования культурной идентичности личности; актуализации социальной и регулирующей функции системы образования в развитии общества, ее значению в формировании социокультурной ре- альности, социальных взаимодействий, основанных на принятии культурной уникаль- ности как общесоциального достижения. Исследование ориентировано на решение проблемы сохранения национальных культурных ценностей, определяющих культур- ную идентичность нации, формирование образа культуры следующего поколения, сле- дующей социокультурной формации. Ключевые слова: культура, культурная идентичность личности; система образо- вания. Формирование ценностных ориентиров общества, культурной идентичности, основных социокоммуникативных конструктов личности является одной из основ- ных задач социальной политики, которые может решать система образования. Об- щемировые тенденции развития общества и социокультурных взаимодействий определяются глобализацией социокультурных обменов и универсализацией их культурной составляющей. В этом процессе культурная национальная идентич- ность личности унифицируется и рудементируется без возможности актуализации и отражения в деятельности или в социальных отношениях. Сохранение собствен- ного культурного образца, как формы национальной культурной идентичности, культурной уникальности в мировом глобализированном пространстве культуры является проблемой, требующей корневых изменений в социальной и образова- тельной политике государства. Культурная идентичность, определение условий формирования культурной идентичности личности, значение культуры в формиро- вании общества как целостности – все более актуализируемые направление науч- ных исследований, в которых неизбежно находят отражение функции социальных структур, социальных институтов, сопровождающих развитие личности. Функцио- нальной основой построения данного сопровождения безусловно является система образования в комплексе ее социокультурных функций. Проблемы культурной идентичности, национального самоопределения, само- идентификации в мировом культурном пространстве актуальны в целом в каждой культуре, но в различной степени соотносимы с социальным общим, с общесоци- альными ценностями эпохи и геополитическими стратегиями межгосударственных взаимодействий. Каждый исторический тип социальной организации по-разному

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=