Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы
Секция 3. Безопасность жизнедеятельности в образовании и техносфере 239 и динамичным, позволяя школьникам легче и быстрее осваивать новый материал. Респонденты также указали на расширение возможностей для самостоятельной ра- боты учащихся благодаря цифровым средствам: доступ к информационным ресур- сам в интернете и электронным библиотекам помогает развивать навыки самосто- ятельного поиска и анализа информации. В то же время часть педагогов (около 17,6%) не видит значительного влияния цифровых технологий на процесс обу- чения, указывая, что цифровизация должна быть умеренной и соответствовать конкретным задачам урока. Некоторые учителя затруднились с однозначной оценкой влияния цифровых инструментов на эффективность обучения, отметив, что многое зависит от оснащенности образовательной организации и уровня цифровой компетентности самих педагогов. Дополнительные мероприятия и вовлеченность учащихся. Исследова- ние также включало вопрос о проведении в школах дополнительных мероприя- тий по ОБЗР – военно-патриотические клубы и игры, реконструкции историче- ских событий, патриотические акции и конкурсы, военные сборы и спортивные состязания с элементами военной подготовки. Большинство педагогов (76,5 %) указали, что подобные мероприятия регулярно проводятся в их образовательных организациях. Это свидетельствует о широкой распространенности и востребо- ванности дополнительных форм работы, направленных на развитие у школьни- ков практических навыков и патриотического воспитания. Еще 17,6 % респон- дентов отметили, что подобные мероприятия проводятся лишь иногда, что может быть обусловлено ограниченными ресурсами, дефицитом времени или не- достаточным взаимодействием с внешними организациями, такими как армия или спасательные службы. Лишь небольшая часть педагогов (5,9 %) сообщила, что такие мероприятия не проводятся вовсе. Этот показатель, хотя и относи- тельно низкий, также требует внимания, поскольку отсутствие дополнительных мероприятий может ограничивать полноценное патриотическое воспитание. Заключение. Проведенное исследование выявило ряд ключевых проблем и сильных сторон в преподавании учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины». Среди выявленных проблем наиболее значимыми оказались: существенный недостаток материально-технического обеспечения (94,1 %), низ- кая мотивация обучающихся (64,7 %), нехватка актуальных методических реко- мендаций (47,1 %) и слабые связи школ с профильными организациями (армия, МЧС, полиция). При этом к сильным сторонам относится активное использова- ние педагогами интерактивных видеоматериалов (88,2 %), цифровых тренажеров (64,7 %) и компьютерного тестирования (52,9 %). Также позитивным фактором является регулярное проведение дополнительных военно-патриотических меро- приятий (76,5 %), что способствует повышению мотивации школьников. Результаты исследования согласуются с выводами аналогичных работ, посвященных преподаванию ОБЗР и других практико-ориентированных дис- циплин, которые также подчеркивают важность сочетания теоретических и практических методов обучения, а также отмечают распространенность про- блемы недостаточной материально-технической базы в образовательных учре- ждениях.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=