Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы
Секция 3. Безопасность жизнедеятельности в образовании и техносфере 237 позволяет учащимся совершенствовать навыки действий в экстремальных ситу- ациях и формировать устойчивость к стрессовым обстоятельствам в условиях, максимально приближенных к реальным. Несмотря на важность учебников и ме- тодических пособий, только 23,5 % педагогов отметили их как активно исполь- зуемые. Это еще раз подтверждает высказанные ранее мнения о недостаточном качестве и актуальности доступных учебных материалов. Наименьшее распро- странение получили авторские разработки, которые используют только 17,6 % респондентов. Причиной этому, возможно, является ограниченное время на под- готовку к урокам, недостаточная методическая поддержка и высокая функцио- нальной нагрузкой учителей. Методы и формы организации занятий. В ходе исследования были выяв- лены предпочтения педагогов относительно методов и форм организации учеб- ного процесса по предмету «Основы безопасности и защиты Родины». Часто учителя используют традиционные формы занятий: лекции, рассказы, объясне- ния и беседы – ими активно пользуются 70,6 % опрошенных. Популярность та- ких методов объясняется их доступностью и простотой применения, однако при этом данные форматы не всегда обеспечивают необходимый уровень активности и вовлеченности обучающихся. Ситуационные задания, анализ кейсов и исполь- зование видеоматериалов используют 76,5 % респондентов. Эти методы дают возможность закрепить теоретический материал на практике, развивают у школьников навыки анализа и принятия решений в нестандартных условиях. Значительная часть педагогов (41,2 %) активно включает в учебный процесс тре- нинги, упражнения, лабораторные работы, а также моделирование чрезвычай- ных ситуаций, мини-исследования и проектные задания. Указанные методы вы- соко ценятся за их способность моделировать учебные ситуации, приближённые к реальным условиям, и способствовать эффективному формированию практи- ческих навыков и умений у учащихся. Командные соревнования, интерактивные симуляции, ролевые игры и кве- сты применяются менее широко – их активно используют только 23,5 % педаго- гов. Аналогично невысокой остается доля таких форм, как дискуссии, дебаты, круглые столы и мозговые штурмы (29,4 %). Полученные результаты показывают, что, хотя традиционные методы все еще доминируют, среди учителей существует выраженный запрос на расшире- ние спектра интерактивных и практико-ориентированных методов обучения, обеспечивающих более глубокое погружение учащихся в предмет. Проблемы преподавания ОБЗР. Наибольшей остротой среди выявленных проблем отличается недостаток материально-технической базы: эту проблему отметили 94,1 % респондентов. Педагоги указали на нехватку учебного обору- дования, специализированных тренажеров, экипировки и других средств, необ- ходимых для практического обучения навыкам действий в экстремальных ситу- ациях и подготовки к военной службе. Значительная часть учителей (64,7 %) также подчеркнула низкую мотивацию обучающихся к изучению предмета. Эта проблема связана с рядом факторов, среди которых недостаток интересных и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=