Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы
Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы: XXI Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. 2025 236 эффективность с точки зрения формирования у школьников практических навыков. Отдельный блок был посвящен затруднениям в преподавании, среди которых рассматривались дефицит учебного времени, слабая материально-тех- ническая база, ограниченный доступ к цифровым ресурсам, а также низкая мо- тивация учащихся. Также респонденты делились своим опытом взаимодействия с военными и спасательными структурами, участвовали ли они в программах по- вышения квалификации, и в каких направлениях испытывают наибольшую по- требность в дальнейшем обучении. В исследовании приняли участие 17 учителей разных возрастов, с различ- ным уровнем профессионального стажа и подготовки. Были представлены как городские, так и сельские школы. Значительная часть респондентов совмещает преподавание ОБЗР с другими дисциплинами (физическая культура, история, об- ществознание и другие), некоторые имеют опыт военной службы, военно-учет- ную специальность или обучались в вузе военного профиля. Результаты и обсуждение. Оценка ресурсного обеспечения. Прежде всего, были изучены мнения педагогов относительно достаточности и качества учебных пособий, методических рекомендаций и цифровых ресурсов для преподавания предмета «Основы безопасности и защиты Родины». Большин- ство респондентов оценивают обеспечение учебными пособиями и методиче- скими рекомендациями как недостаточное: так, 47,1 % опрошенных считают их полностью недостаточными, а еще 41,2 % – скорее недостаточными. Лишь не- большая часть педагогов (11,7 %) указала, что существующие материалы скорее достаточны. Аналогичная ситуация складывается и с цифровыми ресурсами: 70,6 % учителей считают их скорее недостаточными, в то время как полностью удовле- творены цифровыми ресурсами только 5,9 % респондентов. Основными недостат- ками, на которые указали педагоги, являются ограниченный доступ к современ- ным интерактивным симуляторам, недостаток специализированных платформ и электронных инструментов, способных обеспечить интерактивность обучения и реалистичность моделируемых ситуаций. Кроме того, важно отметить, что пе- дагоги из сельских школ чаще сталкиваются с дефицитом качественных учебных пособий и цифровых инструментов по сравнению с городскими коллегами, что усугубляет проблему неравенства в доступе к образовательным ресурсам. Используемые ресурсы и дидактические инструменты. Важной частью исследования стало изучение ресурсов и инструментов, наиболее активно при- меняемых учителями ОБЗР в учебном процессе. Согласно результатам опроса, наибольшее распространение среди педагогов получили видеоматериалы и мультимедийные презентации, которые используют 88,2 % респондентов. По- пулярность данных ресурсов обусловлена их наглядностью и способностью до- ступно представить информацию в визуальной форме, что особенно важно для такого практико-ориентированного предмета, как ОБЗР. На втором месте по частоте использования находятся цифровые инстру- менты и электронные платформы, их активно применяют 58,8 % педагогов. Ин- терактивные тренажеры и симуляторы также востребованы среди учителей: 52,9 % опрошенных активно включают их в занятия. Использование тренажеров
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=