Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы
Секция 3. Безопасность жизнедеятельности в образовании и техносфере 235 Современные исследования в области обучения основам безопасности жиз- недеятельности и военной подготовки подчеркивают растущую значимость фор- мирования у школьников компетенций, связанных с действиями в чрезвычайных ситуациях, правовым самосознанием и гражданской ответственностью [2]. При этом предмет «Основы безопасности и защиты Родины» (ОБЗР), интегрирующий элементы военной подготовки и существовавшего курса ОБЖ, требует особых дидактических подходов и обновленного ресурсного обеспечения. В публикациях последних лет обозначаются проблемы, схожие с выявлен- ными в настоящем исследовании: недостаточная обеспеченность школ учеб- ными и цифровыми пособиями [5, 6], слабая мотивация обучающихся [1], а также нехватка квалифицированных педагогов, обладающих и военной, и пе- дагогической подготовкой [4, 3]. В то же время в научной литературе недоста- точно внимания уделяется оценке состояния организации учебного процесса по ОБЗР в условиях конкретного региона, особенно с учетом практического опыта самих педагогов. Большинство работ носят нормативно-аналитический харак- тер, а не эмпирический. Таким образом, пробел в научной повестке заключается в недостаточной эмпирической базе, фиксирующей реальные трудности, запросы и практики учи- телей ОБЗР. Настоящее исследование восполняет этот дефицит за счет анализа опросных данных педагогов, работающих в образовательных учреждениях Том- ской области, и позволяет выявить объективные и субъективные барьеры, огра- ничивающие эффективность преподавания дисциплины. Кроме того, в статье предпринята попытка сопоставления уровня цифровой компетентности педаго- гов с предпочитаемыми методами преподавания, что ранее практически не осве- щалось. Целью данного исследования является выявление уровня обеспеченности образовательных организаций Томской области методическими и цифровыми ресурсами для обучения ОБЗР, анализ практик и методов работы учителей, а также потребностей и барьеров, с которыми они сталкиваются в процессе пре- подавания. Исследование направлено на сбор эмпирических данных, которые могут лечь в основу совершенствования методик, повышения квалификации пе- дагогов и модернизации образовательной политики в сфере ОБЗР. Методология исследования. Настоящее исследование было проведено в форме анонимного онлайн-анкетирования среди учителей предмета «Основы безопасности и защиты Родины» в общеобразовательных организациях. Целью стало выявление уровня обеспеченности образовательного процесса методиче- скими и цифровыми ресурсами, а также анализ применяемых форм и методов преподавания, барьеров, с которыми сталкиваются педагоги, и их профессио- нальных потребностей. Анкета включала как закрытые, так и открытые вопросы, охватывающие широкий спектр тем: оценку качества и доступности учебных пособий, методи- ческих рекомендаций и цифровых материалов; анализ использования различ- ных ресурсов (авторские разработки, симуляторы, видеоматериалы и геймифи- цированные платформы); предпочтительные методы проведения занятий и их
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=