Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы

Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы: XXI Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. 2025 234 С. А. Ломовская, Е. С. Синогина, Т. В. Пешкичева Томский государственный педагогический университет (Томск, Россия) ПРОБЛЕМЫ И ЗАПРОСЫ ПЕДАГОГОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ РОДИНЫ: ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ * Аннотация. В статье представлены результаты опроса учителей Томской области по обучению основам безопасности и защиты Родины (ОБЗР). Выявлены ключевые ба- рьеры: дефицит методических и цифровых ресурсов, слабая материально-техническая база, низкая мотивация обучающихся. Отмечена востребованность интерактивных ме- тодов. Даны рекомендации по совершенствованию учебного процесса и методической поддержке педагогов. Ключевые слова: основы безопасности и защиты Родины, методическое обеспе- чение, мотивация обучающихся, готовность к военной службе, военная подготовка, проблемы и запросы учителей, ресурсное обеспечение ОБЗР. Введение. В условиях современных вызовов возрастает значимость под- готовки подрастающего поколения к действиям в экстремальных ситуациях. Учебный предмет «Основы безопасности и защиты Родины» играет важную роль в формировании у обучающихся базовых компетенций в сфере личной и общественной безопасности, а также мотивации готовности к военной службе. ОБЗР не только способствует развитию базовых навыков оказания первой помощи, ориентирования на местности и начальной военной подготовки, но и выполняет важную воспитательную функцию, закладывая основы патрио- тизма, гражданской ответственности и стрессоустойчивости. Эффективность обучения по предмету во многом зависит от уровня методического и ресурсного обеспечения, педагогической компетентности учителя и использования совре- менных цифровых и дидактических инструментов. Однако в современной школе обучение по ОБЗР сталкивается с рядом проблем: от дефицита учебного времени и недостаточной материально-техни- ческой базы до слабой мотивации обучающихся и ограниченного доступа к цифровым ресурсам. Возникает необходимость системной оценки состояния обучения ОБЗР с точки зрения педагогов как основных участников образова- тельного процесса. * Работа выполнена в рамках государственного задания Министерства просвещения Россий- ской Федерации по теме «Комплексный анализ методического обеспечения и реализации учебного предмета “Основы безопасности и защиты Родины” (номер QZOY-2025-0005) в кон- тексте цели формирования готовности к военной службе и действиям в экстремальных ситуа- циях у обучающихся».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=