Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы
Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы: XXI Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. 2025 222 Интернет дает возможность самому отбирать информацию по интересам, но по теории фреймов, медиа говорят человеку как следует думать. Сила фрейма в том, что, включаясь в логически структурированную информацию, человек сам додумывает все «оставшееся за кадром». Недостоверная, неэтичная, деструктив- ная информация, исходящая от основных источников информации, от средств информационного воздействия, оказывает определенное влияние на получателя информации. Негативная информация несет вред здоровью человека: может воз- никать переутомление, психологическая зависимость, соматические заболева- ния, снижение работоспособности, происходить переоценка нравственных норм, снижение интереса к искусству, чтению, перенос образцов поведения из вирту- альной действительности в реальность и др. Информационное воздействие ста- новится главным рычагом управления людьми. Особо этому подвержен ребенок, наряду с вышеперечисленными негатив- ными последствиями он может испытывать трудности и в обучении (перегрузка излишней информацией, снижение успеваемости). Детям, в силу возраста сложно оценить качество информации, они не видят опасностей и не осознают рисков, не понимая, что информация может быть вредоносной, противозакон- ной, недостоверной, неэтичной. Формирование у детей умений работать с ин- формацией, умений обеспечения ее безопасности, является важной задачей об- разования. Педагогическими задачами обучения информационной безопасности являются: информационная безопасность детей с позиций психологического подхода; формирование устойчивых поведенческих навыков в сфере информа- ционной безопасности; развитие у детей способности распознать и противосто- ять негативной информации в Интернет-пространстве и СМИ через обучение способам защиты от вредной информации. Задачи по формированию у современного школьника умений позитивного взаимодействия с информационно-телекоммуникационной средой могут ре- шаться как на уроке, так и на внеурочных занятиях, например, «Разговоры о важ- ном», недели информационной безопасности (для детей и их родителей). В то же время родители сами должны показывать детям пример соблюдения правил ин- формационной безопасности. В программу обучения необходимо включать вопросы: – по основам цифровой гигиены (как создать надёжные пароли, проверять адреса сайтов, как осуществить поиск и доступ к гипертекстовым и мультиме- дийным ресурсам Интернет, информационным ресурсам фондов электронных библиотек, как не скачивать приложения из ненадёжных источников, ограничить доступ к личным данным в соцсетях); – критического мышления (как отличить достоверные сведения от недосто- верных, вредную информацию от безопасной; оценка информации, и ее крити- ческое осмысление на основе нравственных и культурных ценностей); – безопасного поведения в сети Интернет (не пересылать приватную инфор- мацию, личные фото); – защиты от противоправных действий в виртуальной среде (кибербул- линг). Если ребёнок столкнулся с угрозами в интернете, ему нужно знать, куда
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=