Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы

Секция 2. Актуальные проблемы экономики и экономического образования 201 Е. А. Никитина Финансовый университет при Правительстве РФ, Тульский филиал (Тула, Россия) РАЗВИТИЕ МОДЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ Аннотация. В статье рассматриваются основные модели управления системой образования, функционирование которых происходило на разных этапах обществен- ного развития в разных странах. Обобщены их основополагающие условия и прин- ципы, показаны положительные и отрицательные особенности. Также уделено внимание современным аспектам развития образовательных систем в условиях гло- бализации, цифровизации и экономических трансформаций. Ключевые слова: система образования, централизованная, децентрализованная, смешанная модель управления, инновационные походы, современные компетенции. Образовательная система представляет собой основополагающий элемент общественного развития, который способствует подготовке высококвалифициро- ванных специалистов, а также воспитанию гражданской ответственности и дости- жению равенства социальных слоёв. Управление этой системой довольно много- гранный процесс, требующий внимательности к различным факторам, включая экономические, политические и культурно-социальные аспекты. Трансформиро- вание моделей управления системами образования демонстрирует не только тен- денции всего мира, но и особенности каждой отдельной страны и регионов. На протяжении всей истории модели управления системами образования подвергались существенным изменениям. В наше время системы управления образованием можно классифицировать на несколько основных моделей, каждая из которых имеет свои особенности: 1. Централизованная модель – в рамках данной модели управление образо- вательной системой осуществляется на государственном уровне, где разрабаты- ваются учебные программы, устанавливаются стандарты, взято под контроль фи- нансирование и оценка качества. Примером такой модели являются системы образования в России, Франции и Китае. Преимуществом этой модели является обеспечение единого стандарта качества обучения, однако недостатки включают отсутствие гибкости и замедленную адаптацию к изменениям [1]. 2. Децентрализованная модель – управление образованием в этой модели пере- дается на региональный или местный уровень. Органы местного самоуправления, школы и университеты имеют большую автономию, что характерно для США, Ка- нады и Австралии, где преимуществом можно назвать высокую адаптивность к ло- кальным условиям, возможность экспериментов с учебными программами, но децен- трализация может привести к неравенству в доступе к качественному образованию.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=