Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы
Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы: XXI Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. 2025 18 В качестве примера рассмотрим лабораторный эксперимент по выявлению прочностной характеристики от воздействия агрессивной среды. Моделирование коррозионной среды и знакопеременной нагрузки позволяет детально изучить протекающие процессы, в ходе выполнения лабораторной работы обучающи- мися. Создание коррозионной среды и вытравливания в ней образцов позволяет наглядно продемонстрировать изменение свойств материала. С этой целью обу- чающимся предлагается исследовать различные виды проволок разного диа- метра, травление которых проводят в растворах кислот. В качестве примера ис- пользуются проволоки из меди, латуни и стали, диаметром 2 и 5 мм. [2, с. 73, 77] Испытание знакопеременной нагрузки проводят путем зажимания одного конца проволоки в тисках, а свободный конец подвергается нагрузке, по средствам удержания его в плоскогубцах, сгибанию и разгибанию под углом в 90°. В ре- зультате проводимых манипуляций получают количество гибов проволоки и за- носят в таблицу 1. Так как в процессе коррозии возможно изменение массы, то параллельно поводят взвешивание образца. Образцы металла подвергают воз- действия раствора при различном времени выдерживания. Таблица 1 Испытание образца проволоки № п/п Мате- риал ø, мм τ = 0 мин τ = 1 мин τ = 2 мин τ = 5 мин τ = 10 мин N 0 Δm 0 N 1 Δm 1 N 2 Δm 2 N 3 Δm 3 N 4 Δm 4 … … … … … … … … … … … … … По полученным результатам строятся графики изменения числа гибов от времени выдерживания, а также изменения массы образца от времени выдержи- вания. Использование в качестве образцов проволок различного сечения позво- ляет наглядно продемонстрировать влияние технологических операций при про- изводстве на конечный результат. Полученный практический пример использования цифровых технологий во много расширяет возможности наглядной демонстрации, позволяя получать ин- дивидуальные результаты, даже в условиях проведения двух параллельных экс- периментальных работ. Это позволяет активизировать различные чувства вос- приятия изучаемого материала, в целом повышающие уровень усвоения предмета. В долгосрочной перспективе использование цифровых технологий позволит каждому студенту выполнять определенный набор экспериментов, с получением «собственных» результатов исследования. Вовлечение обучающихся в процесс изучения «нового» материала доста- точно сложная и многогранная проблема, но в рамках одного занятия на практи- куме этого можно достичь путем распределения ролей, постановки индивиду- ального задания, выполнения определенной операции. Часто возможность прикоснутся руками к тому или иному оборудования только побуждает интерес познания у студентов, что повышает их мотивации получения новой информа- ции или результатов экспериментальной работы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=